Жизнь на Сахалине полна приключений. Временами из этих приключений людей приходится выручать. Поэтому в нашей области никогда не становится меньше работы для спасателей МЧС.
8 апреля в районе села Охотское состоялась плановая тренировка сахалинского поисково-спасательного отряда МЧС России. Специалисты отрабатывали технику канатного десантирования с зависшего вертолета. Одновременно с этим проходили лётные упражнения сахалинского авиационно-спасательного звена ДВРЦ МЧС России. Такие занятия носят ежемесячный характер.
Предыдущие полеты прошли 26 марта.Авиазвено островного МЧС появилось в конце мая 2013 года. За неполный год непрерывных дежурств вертолет неоднократно вылетал для помощи попавшим в беду сахалинцам. Снимал рыбаков с оторвавшейся льдины, совершал регулярные санитарные рейсы в центральные и северные районы острова. Нередко появление винтокрылой машины давало едва ли не единственный шанс на спасение жизней людей. Сегодня она поднималась в небо в спокойной обстановке.
Тренировки спасателей проходят на специально оборудованных площадках, расположенных в местах базирования МЧС. Сегодня были задействованы две из них: база ГИМС на озере Тунайча и пост на дороге Охотское — Мальково. Подробно о предстоящих учениях рассказал спасатель поисково-спасательного отряда Тарас Лавров. Сегодня он руководил спусками — был выпускающим. Десантники МЧС должны уметь выполнять спуски в различных условиях. В этот раз спасатели тренировали спуск на ограниченную площадку, спуск с грузом и спуск груза. Роль груза сегодня выполняли транспортные рюкзаки бойцов поисково-спасательного отряда. Навыки такого рода пригодятся везде. Любое место, где не может приземлиться вертолет и куда невозможно подъехать на транспорте, спасатель готов оперативно достигнуть, спустившись туда на веревке.
Для путешествия по тросу используется такое же снаряжение, каким вооружены альпинисты и скалолазы. Это страховочные обвязки, карабины и спусковые устройства, которые позволяют осуществлять контролируемое движение вниз. Обязательным элементом экипировки любого десантника является нож-стропорез. Он незаменим в случае, если необходимо срочно освободиться от веревки. "Вертолет, он к небу не гвоздями прибит. Его может повести в сторону, качнуть порывом ветра. В некоторых ситуациях веревку невозможно выстегнуть из снаряжения руками, тогда ее приходится обрезать", - объяснил Тарас Викторович.
Пока спасатели отвечают на вопросы журналистов и организуют построение, появляется вертолет. Пропустить его появление невозможно — машину слышно издалека, даже когда она сама еще не видна в небе. Ми-8 делает облет посадочной площадки на небольшой высоте, а затем аккуратно приземляется на шасси. Винты в этот момент поднимают настоящую стену из песка и сухой травы, которая разлетается в стороны от вертолета. Обычный песок оказывается для вертолета не так уж и безобиден — он способен засорить воздухозаборники винтокрылой машины. Тренировочная группа цепочкой устремляется к вертолету. Издалека спасателей можно принять за туристов-экстремалов. Контрастные двухцветные комбинезоны, шлемы, очки, рюзаки. Даже оранжевые носилки для подъема пострадавших ассоциируются с доской для сноуборда. Впрочем, ассоциация не случайно, ведь именно сотрудники МЧС обычно первыми приходят на помощь сахалинским любителям проверить себя на прочность. Перед взлетом отряд прорабатывает все элементы спуска на земле. Перед тем как шагнуть за борт воздушного судна, выпускающий проверяет все элементы страховки. Неважно, отделяют ли десантника в этот момент от земли 30 сантиметров или 30 метров, контроль осуществляется тщательный. Закончив с приготовлениями, Ми-8 отправляется в воздух.
Тренировка начинается сразу после набора необходимой высоты. Сначала на борту зависшего на высоте 10-этажного дома вертолета распахивается люк. Из него к земле выпадает мешок с тросом. После этого спасатели по очереди спускаются по нему. Движение вниз получается плавным, но стремительным. Чтобы достигнуть поверхности и отстегнуться от веревки участники тренировки требуется менее 30 секунд. Сразу после первого захода команда отправляется на второй. Он так же проходит быстро и четко. Спасатели высаживаются на песчаную поверхность и снег. В программу тренировок входит десантирование на различный ландшафт. Ранее отрабатывался спуск на лёд. На третий заход мы поднимаемся на борт вертолета вместе с отрядом. Внутри пахнет авиационным горючим и довольно шумно Вместе с тем, полет почему-то дает необыкновенное чувство спокойствия. Вероятно, дело в опытных пилотах, которые сидят за штурвалами Ми-8. В салоне лишнего места нет, однако отыскать себе угол для наблюдения за процессом спусков удается без особых проблем.
Тренировочные спуски заканчиваются на базе ГИМС на берегу озера Тунайча. Здесь спасатели отрабатывают наиболее сложный маневр — спуск на ограниченную площадку. В условиях реальной операции ей может оказаться крыша дома, на которой люди ждут спасения при наводнении. Все шестеро десантников с рюкзаками достигают намеченной цели без проблем. С поставленными задачами на сегодня справились все участники мероприятия. С заходом солнца тренировочный день не заканчивается. Ночные спуски отрабатываются так же, как и дневные. Наблюдать за тренировочным процессом сахалинских спасателей оказалось захватывающим занятием.
Подобная демонстрация не оставляет сомнений, что в случает реальной операции бойцы МЧС будут действовать так же слаженно и профессионально, как и на минувших учениях, сообщает информационное агентство http://citysakh.ru/news/39729/air_training/