4 октября исполняется 82 года со дня образования гражданской обороны страны.
Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тысяч войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тысяч французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.
В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи.
Историки определили 1918 год начальным этапом зарождения системы, отвечающей за защиту населения в нашей стране. 8 марта в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника. Это был первый документ, который определил мероприятия гражданской обороны. Некоторые меры нам сейчас покажутся наивными, например, совет затыкать окна подушками при газовой атаке, но в целом система защиты населения была продуманной и логичной.
4 октября 1932 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО).
В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны – основы будущей системы Гражданской обороны СССР.
МПВО успешно справлялась со своей задачей уже в годы войны. Формирования МПВО ликвидировали последствия более 30 000 налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 000 серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 000 авиабомб и почти 2 500 000 снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 000 загораний и пожаров. Словом, в те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения и территорий, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.
В послевоенный период на МПВО были возложены задачи оказания помощи в восстановлении народного хозяйства и разминирование на освобожденных территориях.
Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства. Именно тогда появился на свет всесоюзный лозунг «Это должен знать и уметь каждый!».
Важнейшей задачей Гражданской обороны стала защита от оружия массового поражения. Сюда входили заблаговременная подготовка защитных сооружений для населения и обеспечение его средствами индивидуальной защиты, оповещение об угрозе нападения противника, эвакуация в загородную зону, всеобщее и обязательное обучение способам защиты от ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения. В числе других важнейших задач ГО были повышение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства в условиях военного времени, организация и проведение спасательных и неотложных аварийных работ в очагах поражения.
В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и других специальных мероприятий.
Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году и землетрясение в Армении в 1988 году подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения и территорий при их возникновении на государственном уровне. Чернобыльская авария и крупное землетрясение в Армении показали необходимость перевести задачи ГО по предупреждению и ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий из ранга второстепенных в ранг приоритетных. На силы ГО СССР были возложены задачи по защите населения в мирное время от ЧС природного и техногенного характера, а также проведению спасательных и других неотложных работ в ходе их ликвидации.
В связи с этим, 27 декабря 1990 года в целях радикального улучшения работы по защите населения и территорий в России при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики было принято постановление Совета Министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР».
Эта дата считается основанием МЧС России.
1991 год стал годом становления федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченного решать вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Кужугетович Шойгу был назначен Председателем Российского корпуса спасателей.
В связи с необходимостью расширения полномочий Российский корпус спасателей постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 года был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 года был переназначен С.К. Шойгу.
19 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР № 221 на базе ГКЧС РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К. Шойгу.
18 апреля 1992 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», которым утвердило Положение об РСЧС, а также определило функции органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России.
Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.
В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.
В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.
В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.
В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.
В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой – организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.