11 июня 2014 года исполнилось 30 лет со дня образования Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации
Торжественное мероприятие, посвященное юбилейной дате, прошло в здании Якутского речного училища, и это весьма символично, поскольку подавляющее большинство работников ГИМС Якутии получили профессиональное образование именно в этих стенах.
Самих юбиляров и гостей встречали музыка и яркие стенды, рассказывающие о трудовых буднях сотрудников ГИМС. В празднично украшенном зале звучали поздравления, пожелания и напутствия, были вручены награды, ценные подарки, благодарственные письма. В этот знаменательный день звучали пожелания здоровья, упорства в достижении целей, побед на всех уровнях, мира и добра, и непременно семи футов под килем!
Аурика Владимировна Смирнова, главный государственный инспектор по маломерным судам:
Уважаемые коллеги, 15 июня исполняется 30 лет со дня образования Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации.
Все эти годы инспекторы ГИМС осуществляют контроль безопасности людей на воде, занимаются надзором за маломерными судами, ледовыми переправами, наплывными мостами и местами массового отдыха людей.
Ежедневно государственные инспекторы по маломерным судам МЧС России по Республике Саха (Якутия) проводят рейды и патрулирования водных объектов во взаимодействии с представителями МВД, ФСБ, СМИ, спасателей, органами рыбоохраны, общественными объединениями и организациями.
Сотрудники ГИМС принимают участие в ликвидации последствий ЧС, обеспечивают безопасность людей на воде во время проведения праздников и иных мероприятий на акваториях водоемов в зимний и летний периоды. Их по праву можно назвать инспекторами водных дорог, главной задачей которых является снижение количества погибших и пострадавших людей на воде.
Обучение управлению маломерными судами, прием экзаменов и выдача документов на право рассекать водную гладь на собственном судне – все это также входит в задачи инспекторов ГИМС. Ведь обученный рулевой вряд ли потерпит крушение или спровоцирует водное «ДТП».
Небывалым ростом частного туристического флота были отмечены 60-70 гг. ХХ века в нашей стране. И как следствие этого вверх поползла кривая аварийности и несчастных случаев на воде. Для решения проблемы остро встал вопрос о создании соответствующей государственной структуры.
Сначала в ряде городов, областей, краев и автономных республик при органах исполнительной власти были созданы соответствующие комиссии, которые занимались регистрацией и техническим освидетельствованием катеров и моторных лодок. Однако отсутствие единого подхода к решению вопросов, связанных с обеспечением безопасности эксплуатации малых плавсредств, приводило к многочисленным жалобам судоводителей – любителей на разноречивые требования к этим судам, вводимые в каждой территории самостоятельно. Поэтому в 1972 году при Центральном Совете ОСВОДа РСФСР создается Главная навигационно-техническая инспекция по маломерному флоту (ГНТИ) со своими территориальными инспекциями. За несколько лет ГНТИ проделала большую работу по упорядочению контроля за плаванием судов маломерного флота, но ее принадлежность к общественной организации не позволяла получить соответствующие полномочия и права для наведения должного порядка на водоемах.
Аналогичная ситуация сложилась и в других союзных республиках СССР, для разрешения проблемы Совет Министров СССР в 1982 году принимает постановление «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами» и поручает Советам Министров союзных республик создать соответствующие государственные инспекции по маломерным судам (ГИМС) с подчинением их органам государственного управления. Одновременно Президиум Верховного Совета СССР наделяет государственных инспекторов по маломерным судам правом рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким образом, была заложена правовая основа создания ГИМС по аналогии с ГАИ МВД СССР.
В РСФСР 2 года ушло на то, чтобы решить вопрос ведомственной принадлежности ГИМС. Минречфлот РСФСР, Минрыбхоз РСФСР, МВД СССР, другие министерства и ведомства, которым предлагалось взять в подчинение создаваемую ГИМС, категорически отказывались от Инспекции, либо выставляли неприемлемые финансовые условия. Только в 1984 году, учитывая, что в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства РСФСР более 20 лет находилась спасательная служба на водах, Председатель Совета Министров РСФСР В.И. Воротников принял волевое решение о подчиненности ГИМС РСФСР Минжилкомхозу РСФСР и включению в состав госинспекции спасательной службы на водах.
В итоге, Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июня 1984 г. № 259 была образована Государственная инспекция по маломерным судам ГИМС РСФСР Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.
Главное управление ГИМС России было образовано распоряжением Совета Министров РСФСР от 27 декабря 1984 г. № 1826-р и осуществляло руководство всей деятельностью ГИМС России.
Большую роль в становлении ГИМС сыграл начальник Главного управления, бывший командир атомной подводной лодки, первым в нашей стране осуществивший поход подо льдами Арктики, Герой Советского Союза, капитан первого ранга в отставке Голубев Дмитрий Николаевич, который более восьми лет руководил деятельностью ГИМС - до июля 1993 г. Благодаря высоким организаторским способностям ему удалось сплотить вокруг себя группу энергичных специалистов-единомышленников: таких как В.В. Антонов, В.И. Пилюгин, В.В. Романов и др. Впоследствии Владимир Васильевич Антонов сменил на посту начальника ГУ ГИМС России, вышедшего на пенсию Дмитрия Николаевича.
В короткие сроки были проведены организационные мероприятия, разработаны методические документы, регламентирующие деятельность ГИМС России. Под руководством Д.Н. Голубева был разработан проект «Положения о ГИМС России», утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 13 февраля 1985 г. № 65. По его инициативе были внесены и приняты статьи в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, в соответствии с которыми должностные лица ГИМС России наделены административными правами.
В то время ГИМС России состояла из Главного управления и 73 государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации и 1 бассейновой государственной инспекции по маломерным судам (Обь-Иртышского бассейна Тюменской области).
В состав бассейновой и территориальной ГИМС входили инспекторские отделения и участки, спасательные станции и посты, маневренные поисковые группы, группы технического надзора, группы регистрационной и экзаменационной работы, патрульной службы, специальные пункты для проведения технических осмотров судов и другие подразделения, необходимые для осуществления задач, возложенных на Инспекцию.
До 1992 года ГИМС России осуществляла свою деятельность в системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 324 «О Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации» Госинспекция была передана Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации, после реорганизации которого инспекция функционировала в ведении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, а затем – Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России).
В связи с упразднением Госкомэкологии России Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» ГИМС России осуществляла свою деятельность в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).
В соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации ГИМС России осуществляла свои полномочия в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам судов и других плавательных средств вместимостью 80 тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями менее 55 кВт (75 л.с.) или подвесными моторами независимо от мощности, а также морских прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости.
Основными задачами ГИМС России были: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, участие в мероприятиях по укреплению правопорядка, охрана жизни людей и окружающей среды во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации.
Для выполнения возложенных на ГИМС России задач и функций бассейновая и территориальные ГИМС имели спасательные водолазные суда, спасательные и патрульные катера, моторные лодки, гребные лодки, дебаркадеры, автобусы, специальные и грузовые автомобили, мотоциклы, снегоходы, компрессоры высокого давления, водолазное и специальное оборудование, снаряжение и имущество, а также стационарные и мобильные радиостанции, компьютеры, видеокамеры и другую оргтехнику.
Развитие инфраструктуры ГИМС МЧС России
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 991 «О совершенствовании государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 47 «О Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации» ГИМС России с численностью работников в количестве 8700 человек передана в ведение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
После передачи ГИМС России в ведение МЧС России Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 декабря 2004 г. № 835 утвердило новое Положение о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, которым изменены наименование, структура, состав, задачи и функции Государственной инспекции по маломерным судам, установлена другая поднадзорность судов, не предусмотрены Главное управление ГИМС, бассейновые ГИМС и спасательные подразделения (станции, посты, маневренные поисковые группы) в составе инспекции.
Теперь в систему ГИМС МЧС России входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
С декабря 2006 года по настоящее время Управление ГИМС МЧС России (управление безопасности людей на водных объектах) возглавляет «Заслуженный спасатель Российской Федерации», награжденный орденом «Мужества», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени - Вадим Вадимович Серёгин.
Основными задачами ГИМС МЧС России являются:
- осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
- обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
В 2005 году созданы центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации, приказами МЧС России утверждены положения об этих центрах.
Приказом МЧС России от 17.05.2005 № 398 Главное управление Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации МЧС России реорганизовано путем преобразования его в государственное учреждение «Центр обеспечения деятельности Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ЦОД ГИМС МЧС России). Приказом МЧС России от 18.07.2005 № 545 утвержден Устав государственного учреждения «ЦОД ГИМС МЧС России».
В настоящее время в ГИМС России имеется необходимая нормативная база, позволяющая в рамках действующего законодательства решать возложенные на Инспекцию задачи и функции. Действует отлаженная система подготовки и повышения квалификации руководящих кадров территориальных ГИМС и инспекторского состава. Организовано взаимодействие с надзорными органами Минтранса России и рыбоохраной. Создана курсовая сеть подготовки судоводителей маломерных судов.
Во всех субъектах Российской Федерации введена в эксплуатацию Автоматизированная информационная система ГИМС МЧС России (АИС ГИМС МЧС России) по регистрации и учету маломерных судов
Эффективность работы ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Республики Саха (Якутия) обеспечивается наличием сил и средств, обеспечивающих безопасность людей на водных объектах. В 2013 году на вооружение поступило 14 единиц новой техники, среди которой и патрульные катера, предназначенные для проведения ежедневных рейдов и патрулирований, мобильные средства передвижения (ПВХ лодки) и такая уникальная техника как Аэробот «Тайфун 1000К», способный передвигаться в различных климатических условиях (лед, песок, мелководье, глубоководье, труднодоступные местности) – предназначенный для спасения людей при возникновении чрезвычайных ситуаций).
Необходимо отметить, что работа государственных инспекторов по маломерным судам Республики не прекращается ни на минуту, так по состоянию на сегодняшний день на территории республики на учете состоит 37402 маломерных судна, 32669 судоводителей. За период с начала 2014 года проведено 1677 рейдов и патрулирований из них 1196 со спасателями, аттестовано 194 судоводителя, 148 удостоверений на право управления маломерным судном заменено, освидетельствовано 609 судов, 3 базы (стоянки) для маломерных судов и 3 наплавных моста.
К результатам работы относится и тот факт, что на сегодняшний день большинство судоводителей имеют удостоверение на право управления маломерным судном, неохваченными остаются, пожалуй, только труднодоступные районы республики, которые вашими усилиями в ближайшие годы также будут обеспечены судоводительскими удостоверениями. К положительным результатам работы относится и то, что в последние годы благодаря проведению активных пропагандистских работ по информированию населения о правилах поведения на воде, спасению утопающих и оказанию первой доврачебной помощи, правилам поведения на льду и административной ответственности за нарушения правил плавания на маломерных судах удалось снизить количество гибели на воде и происшествий с участием маломерного флота.
Отдельно хочу отметить государственных инспекторов участвовавших в ликвидации последствий паводка в Амурской области и Хабаровском крае получивших высокую оценку своих действий при ликвидации ЧС.
Работа государственного инспектора по маломерным судам – это истинно мужественная профессия, достойная уважения и почета населения страны, ведь только мужественный человек способен оказать помощь терпящим бедствие на воде, прийти на помощь в любое время дня и ночи, а где это необходимо и предотвратить происшествие.
Уважаемые коллеги! Поздравляю Вас с 30-ой годовщиной со дня образования Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации!
Своевременное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности людей на воде – вот на сегодняшний день гарант спокойствия и безопасности населения республики.
Ваш высокий профессионализм и работоспособность снискали уважение и авторитет у всех жителей Республики Саха (Якутия).
Приятно отметить, что личный состав Государственной инспекции по маломерным судам – это коллектив единомышленников, людей, беззаветно преданных профессии.
Также выражаю слова благодарности и признательности ветеранам, тем, кто оставил неизгладимый след в летописи государственной инспекции по маломерным судам.
Нынешнему поколению инспекторов ГИМС необходимо не только сохранить и сберечь, но и приумножить, обогатить традиции ГИМС.
В этот праздничный день желаю вам крепкого здоровья, счастья, успехов в профессиональной деятельности, неиссякаемой энергии, достижения намеченных целей, благополучия и жизненного оптимизма Вам и Вашим родным!
Пресс-служба ГУ МЧС России по РС (Я)