Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
09.09.2014 16:03 Количество просмотров материала 3286 Время на чтение ~3 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Рекомендуемые действия судоводителям при плавании в штормовых условиях

 Плохие погодные условия - понятие относительное. Если для небольших судов («Прогресс», «Казанка» и т.п.)  высота волны 0,75 метра является опасным, то для более крупных судов такая волна будет просто не очень комфортной, а опасной будет волнение 1,25 метра и более. Кроме того, конструкция судна может быть более или мене мореходной. Так, например, увеличение килеватости корпуса улучшает мореходные качества судна.

Движение на маломерном судне в штормовую погоду (скорость ветра 18-21 м/с и волнение, когда пена широкими плотными полосами покрывает склоны волн, поверхность воды становится белой, только во впадинах волн видны свободные от пены участки) относится к аварийной ситуации. Поскольку шторм всегда представляет очень серьезную угрозу для членов команды и пассажиров любого судна, первейшая обязанность судоводителя – найти возможность его избежать (отложить выход до улучшения погоды) или своевременно укрыться в ближайшей бухте, обеспечивающей безопасность стоянки (при резком усилении ветра в период плавания). Если по каким-либо причинам этого сделать не представилось возможным (удаление от мест укрытия, чрезвычайная необходимость выхода и т.п.), судоводитель должен подготовить маломерное судно для плавания в штормовых условиях:

 - предупредить экипаж и пассажиров, провести с ними инструктаж по правилам поведения и правилам пользования спасательными средствами;

- проверить, чтобы на всех были одеты индивидуальные спасательные средства;

- задраить водонепроницаемые двери, люки, горловины;

- привести в готовность средства борьбы за живучесть судна и водоотливные средства;

- разместить пассажиров и грузы как можно ниже и ближе к диаметральной плоскости судна, увеличив этим его остойчивость;

- проверить крепление грузов и предметов, а при наличии груза на палубе – закрепить его с наибольшей степенью надёжности;

- подготовить необходимое оборудование для подачи сигналов бедствия;

- при наличии радиостанции – установить и поддерживать уверенную связь с берегом.

  При движении во время волнения судно испытывает удары волн и его может ими заливать. Удары волн тем опаснее, чем больше скорость судна и чем меньше его килеватость. Судно заливает, если оно при ходе против волн имеет дифферент на нос, а при ходе на попутном волнении – дифферент на корму. Наиболее интенсивно заливает судно в корму при набегании волны под углом в 45°. Для сохранения остойчивости необходимо своевременно отливать воду, попавшую в корпус судна. С увеличением волнения надо сбавить обороты двигателя, нос судна держать под углом 15...20° к гребню волны и избегать постановки судна бортом (лагом) к волне. Особенно опасно движение при сильном попутном волнении: намного больше вероятность крена и опрокидывания судна. У судна с подвесным мотором появляется дополнительная опасность заливания мотора, причем судно в результате остановки мотора становится неуправляемым. Большую опасность во время волнения представляет мелководье: судно может оказаться во впадине между волнами и удариться корпусом о грунт. На мели волна растет в высоту, а потом закручивается и рассыпается. Если в это время судно окажется на волне, оно может потерять управление, развернуться боком к волне и перевернуться.    

При плавании в штормовых условиях судоводителю рекомендуется подбирать и использовать наиболее благоприятные скорость и курсы судна относительно «бега» волны. Поворот на новый курс во время шторма, как показывает опыт, является одним из самых сложных и опасных элементов плавания, поэтому при маневрировании следует перекладывать руль и менять скоростной режим в наиболее удобные моменты. Поворачивая по волне (под ветер), следует увеличить скорость с тем, чтобы быстрее пройти положение «лагом к волне» и далее скорость подбирается с учётом попутного волнения, чтобы избежать оголения винтов, сильных ударов в транец и возможного заливания двигателя. Поворот против волны (на ветер) следует начинать на умеренной скорости с последующим увеличением, чтобы увереннее пересечь противное обоюдное воздействие волны и ветра, причём, повороты на большие углы следует осуществлять поэтапно (по 25°–30°), перекладывая руль на небольшой угол.

По вопросам эксплуатации маломерных судов Вы можете обратиться в Турочакский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай» по адресу: 649154, Республика Алтай, Турочакский район, с. Иогач, ул. Центральная, д.1 или по телефону: (388-43) 2-73-85.

                            Старший государственный инспектор

по маломерным судам Агапов В.Г.

  

.

 

 

Рекомендуемые действия судоводителям при плавании в штормовых условиях

Источник: www.04.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх