Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
16.06.2014 1:21 Количество просмотров материала 2657 Время на чтение ~11 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Развитие и становление Общества спасания на водах в Олонецком округе в конце 19 века

«Спасение утопающих, дело рук самих утопающих». К сожалению, эта старая поговорка актуальна и в настоящее время. Хотя надо признать, что усилия по созданию соответствующей инфраструктуры для обеспечения безопасности граждан и оказания помощи людям терпящим бедствие на воде предпринимались государственными органами России задолго до образования органов МЧС в их современном виде. Ещё в начале 19 века в связи с развитием морского судоходства и возросшего объема перевозок по внутренним водным путям (рекам, каналам и озерам) в европейских странах были созданы добровольные общества для снижения ущерба от кораблекрушений, опрокидывания лодок, и других несчастных случаев на воде.

В России идея организации «Общества подания помощи при кораблекрушениях» была заявлена в конце 1869 года Министерству финансов со стороны биржевого купечества. По высочайшему повелению Александра I был организован комитет для разработки устава Общества под предводительством генерал-адъютанта Константина Посьета, который в 1872 году стал его первым председателем. Позже Общество было переименовано в «Общество спасания на водах». О высокой заинтересованности в Обществе со стороны государства можно судить по тому, что покровительство ему оказывала супруга императора Александра III Мария Федоровна. Знаковой была фигура Константина Посьета – министра путей сообщения, Председателя Императорского Русского географического общества. На особый статус Общества указывало придание ему статуса Императорского, то есть находящегося под особым покровительством царской семьи.

Вскоре после основания Общества в разных районах России стали появляться окружные правления. На Северо-Западе были созданы три правления – Олонецкое, Архангельское и Вологодское, что было связано с большим количеством водных путей в регионе и их важностью для государства. Особое внимание уделялось Белому морю и Онежскому озеру, где была хорошо развита торговля и промысловое судоходство.

Члены правления Архангельского Окружного общества подания помощи при кораблекрушениях в начале своей работы просили губернатора о ежегодном ассигновании 1800 рублей, которые поступали от правительства России, «для построек спасательных изб и карбасов по пустынным берегам Белого моря и Северного океана». Кроме того, по подсчетам членов Правления этой суммы должно было хватить для открытия двух зимних спасательных станций.

«Мы знаем, что зимние морские промыслы жителей нашего Севера подвергаются ежегодным несчастиям на прибрежных льдах, уносимых в открытое море, где они нередко встречают голодную смерть, — заявил командир Архангельского порта, капитан 1-го ранга, князь Леонид Александрович Ухтомский, — Поэтому непременно нужно открыть зимние спасательные станции». Первая станция была устроена на южной оконечности Мудьюгского острова. Для учений и эффективной работы спасателей требовалось современное оборудование. «Так как на форватере у берегов из-за образовавшихся ледяных препаев невозможно бывает выезжать на спасательных плотах, следует приобрести шлюпку, приспособленную для безопасного стаскивания по льду на свободную воду», — постановило заседание Архангельского правления в 1873 году. Кроме того, было закуплено 13 штук «бахил» и «непромокаемого платья». Причем, так как отечественное «непромокаемое платье» застывало на морозе и ломалось, и потом начинало пропускать воду, снаряжение было решено выписать из Норвегии.

На Онежском озере появились сразу несколько спасательных станций. В 1874 году у вознесенской пристани на берегу реки Свирь была образована Вознесенская, а через год Петрозаводская спасательная станция. В 1876 году на Онего появились еще три станции – Клименецкая, Горская и Видлицкая. В устье реки Вытегры была создана Вытегрская станция, у Повенца – Куднаволокская.

Деятельностью каждой станции руководил «атаман», выбиравшийся из числа наиболее опытных жителей окрестных населенных пунктов. Гребцы привлекались также из местных жителей. Надзор за деятельностью станций осуществлялся членами окружных правлений.

Каждая станция снабжалась необходимым оборудованием – лодками, обмундированием, спасательными средствами. Петрозаводская зимняя станция имела одну лодку на полозьях системы Суслова и складную лестницу для спасения на льду. Сотрудники станций кроме спасания людей проводили постоянные тренировочные выходы в озеро. Учитывая отсутствие постоянного штата гребцов, тренировки проводились несколько раз за навигацию, а на Петрозаводской станции гораздо чаще.

Позже кроме спасательных станций в селах и деревнях были образованы спасательные посты, куда направлялись спасательные снаряды, которые предоставлялись в пользование местным жителям. Спасательными средствами оснащались лодочные и ледовые переправы. Для предупреждения чрезвычайных ситуаций также были организованы метеорологические станции. Они имели телеграфное сообщение и предупреждали спасателей об ухудшения погодных условий, о приближении шторма.

Таким образом, Обществом была создана система мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на водных объектах, которая включала в себя: проведение спасательных операций, разработку оборудования и методов спасения, проведение превентивных мер среди гражданского населения по предупреждению чрезвычайных ситуаций (профилактические беседы, обучение правилам безопасного поведения на воде и способам оказания первой помощи пострадавшим, проведение ревизий маломерных судов на реках и озерах края). То есть, Общество выполняло функции современного МЧС и инспекции по маломерным судам в том числе.

Для иллюстрирования состояния дел в Олонецком окружном правлении Общества спасения на водах можно привести выдержки из отчета за период с 1 ноября 1887 г. по 1 ноября 1888 г. опубликованного в Олонецких губернских ведомостях № 17 за 1888 год.

На 1 ноября 1887 года Олонецкий округ состоял из двух почетных членов, 79 действительных и одного члена соревнователя. Председатель окружного правления – тайный советник Г.Г. Григорьев. Члены правления: супруга тайного советника – Е.В. Григорьева, действительные статские советники: М.Ф. Страховский, В.Н. Клецкий и В.В. Перловский, статский советник А.М. Рудницкий, камер-юнкер Двора ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА – коллежский советник В.В. Савельев, протоиерей П.Ф. Щеглов. Секретарь правления – надворный советник И.И. Загребин, казначей – коллежский асессор В.К. Радван-Рыпинский.

По смете доходов на 1888г. ожидалось по округу к поступлению 1441руб., в действительности же поступило 758 руб. 20 коп, что произошло из-за поступления пособий от некоторых земств только в конце года. Впрочем, такое запоздалое поступление средств было в порядке вещей и правление Общества ожидало их перечислений «если только не случатся чрезвычайные непредвиденные расходы».

В ведении окружного правления находились 9 спасательных станций, в том числе одна зимняя и 5-ть метеорологических. «Предположенное в 1886 г. восстановление спасательной станции при устье реки Водлы не могло состояться в отчетном году, не смотря на принятые к тому окружным правлением меры: вельбот упразднённой в 1887 г. Ольковской спасательной станции, предназначенный к передаче на возобновляемую Водлицкую станцию, оказался настолько негодным к делу, что исправить его ни на месте нахождения, ни в Петрозаводске местными средствами, не представилось никакой возможности, поэтому, по сношению окружного правления с главным правлением, означенный вельбот, с разрешения его Высокопревосходительства г-на Председателя Общества спасения на водах, в начале открывшейся в настоящем году навигации, был направлен в правление С.-Петербургской речной полиции для исправления, но оттуда не был возвращен, как предполагалось, в Петрозаводск для временного нахождения на здешней спасательной станции, вельбот которой тоже для необходимости исправлений, а в случае крайности, как прослуживший 14 лет на станции, - со времени её учреждения, - для замены новым, с согласия г. Председателя же Общества, должен бы препроводиться в Петербург. Окружное правление в начале сентября месяца, ходатайствуя пред главным правлением о возвращении вельбота, отосланного в Петербург для исправления, сообщало также, что по случаю сильной течи в вельботе здешней станции, выезд на нем в озеро для крейсерства и подачи помощи при несчастных случаях крушения судов и лодок, особенно при наступающей (в то время) осени и часто повторяющихся здесь штормовых ветрах, не безопасен. Другая лодка малой конструкции, на которой атаман Петрозаводской спасательной станции обязан выезжать и крейсировать около общественной пристани каждый раз во время прихода и отхода пассажирских пароходов, тоже, как оказавшаяся от времени попортившеюся, переделана заново. В том же году произведен капитальный ремонт доставленного в Петрозаводск вельбота Климецкой станции, дававшего сильную течь. Благодаря содействию г. почетного члена, действительного статского советника В.В. Перловского – исправление означенных вельбота и лодки обошлось весьма недорого, всего 18 рублей. От уполномоченных окружным правлением, заведующих прочими спасательными станциями Олонецкого округа заявлений о неисправности спасательных лодок в отчетном году не было».

«Окружное правление заботясь и наблюдая за исправным состоянием находящегося в ведении спасательных станций, по мере возможности, соображаясь со своими материальными средствами, снабжает станции всем необходимым для них. Так, в отчетном году для Куднаволоцкой станции приобретен компас, а для Климецкой – компас и морской бинокль; покупка этих аппаратов обошлась в 44 руб. 50 коп., из коих 18 отнесено на счет атамана Куднаволоцкой станции, виновного в утрате бывшего на той станции компаса… На Бессоновскую станцию из склада окружного правления выслан флаг, стоящий 4 р. 50 к.».

«На Вознесенской станции сигнальный конус пришел в ветхость и как негодный к дальнейшему употреблению заменен новым средствами заведующего Вознесенской спасательной станции П.К. Станишевского, за что ему объявлена благодарность окружного правления»

«Следует упомянуть еще об одной мере, принятой окружным правлением, предупреждающей несчастие на воде: на Ладожском озере, в пределах Олонецкой губернии, для обозначения входа в бухту, образуемую островами Гачъ, Голец (Галлъ), Крестовый и Маячный и восточным берегом озера, устроены створные огни на острове Гачъ. Вследствие ходатайства Олонецкого уездного земства, Олонецким окружным правлением, от лица г. председателя, сделано представление в министерство путей сообщения о переносе этих огней с острова Гачъ на остров Галлъ, в том соображении, что створные огни на этом именно последнем пункте имели бы значение в отвращении крушений не только судов, идущих от Олонецкого уезда, но и для судов, проходящих озером из Свири в Неву.

Независимо сего, г. Губернатором дано циркулярное предписание начальникам полиции иметь самое строгое наблюдение, чтобы полицейские урядники, сотские и десятские постоянно осматривали лодки в отношении исправности и при этом неупустительно наблюдали, чтобы при отъезде, в лодках не было тяжестей выше того количества, какое оные могут нести без опасности, и чтобы в лодки не садился народ в таком количестве, какого они не могут выдержать. Настоящий циркуляр вызван был печальным случаем на Толвуйском берегу Онежского озера, где утонуло 11 чел крестьян, ехавших осенью 1887 года на одной лодке сомнительной исправности. Ближайшая к месту крушения лодки Куднаволокская спасательная станция, по дальности расстояния (в 30 верст), не могла не только подать помощь, но и заметить происходившую аварию».

Выездов спасательных вельботов собственно для подания помощи в отчетном году не было. Только лодка малой конструкции на Петрозаводской станции….., ночью 15 сентября, выезжала к горевшему у казенной пристани судну торгующего крестьянина Потапова, на случай оказания помощи. Поэтому, все 26 сделанные в минувшую навигацию выезды были пробные и практические. Первенство по числу выездов принадлежит, как и в навигацию 1887 г. Горской станции, сделавшей 8 плаваний; за ней следует Бесоновская станция сделавшая пять выездов… Петрозаводская станция, в течении всей навигации, ограничилась только двумя выездами на вельботе, а Климецкая – тремя…» (объясняется плохим состоянием вельботов).

«Спасательная лодка Петрозаводской зимней станции с лестницей и принадлежностями находилась на рейде Петрозаводского залива для наблюдений, по случаю обмерзания краев озера в течении пяти дней – 25-29 ноября 1887 г. и по непрочности льда – 8 дней: 26-30 апреля и 1-3 мая 1888 г.»

«в отчетном году был только один случай подания помощи на воде частными лицами» в Петрозаводске на ул. Садовой в пруд упал мальчик Владимир Полонский 4 –х лет, которого бросились спасать и спасли прислуга Полонского – мещанка Куликова, брантмейстер Петрозаводской команды Тимофей Ильин, и крестьянин Шакшин. «За означенный похвальный поступок Ильину и Шакшину местным губернским правлением объявлена благодарность губернского начальства, о чем опубликовано в Губернских Ведомостях, а окружное правление, со своей стороны, выдало в награду по 5 р. каждому».

«Кроме означенного случая губернским правлением сообщены окружному правлению о следующих человеколюбивых подвигах, совершенных в предшествующих (до отчетного) годах, но не отмеченных в отчетах за те годы:

Вытегорский уезд: 7 сентября 1886 г. на Онежском озере плывшие под парусами два судна силою бури выкинуло на мель и стало ломать. «В это время канцелярский служитель Резниченко, выйдя из караулки, находящейся при водомерном там плесе и заметил погибающих – тотчас подал помощь с двумя незнакомыми ему личностями на маленькой лодочке, подъехал к судам – спас утопающих крестьян: Соловцова, Гребнева, Богданова, и запасного унтер-офицера Иванова, которые показали, что Резниченко, спасая их, подвергал свою жизнь опасности, что подтвердили и свидетели, спрошенные по этому делу». «За это самоотвержение, Резниченко, по представлению г. Начальника губернии, награжден серебряною медалью с надписью «за спасение погибавших», для ношения на груди на Владимирской ленте»

27 мая 1887 г. на реке Вытегра близ шлюза св. Самсония, 6-летний крестьянский мальчик Фотий Богданов упал со скалистого берега в реку и стал тонуть, но «служивший при названном шлюзе отставной унтер-офицер Иван Евдокимов, бросившись в реку спас утопавшего мальчика, подвергая, по показанию спрошенных при дознании свидетелей, свою жизнь опасности». «Евдокимову за вышеозначенный похвальный поступок губернским правлением объявлена благодарность губернского начальства, о чем напечатано в Губернских Ведомостях»

«Крестьяне: Федор Анкудинов, Иван, Федор и Степан Григорьевы, Петр Ольшин и финляндец Раутиайнен, 16 октября 1887 г. спасли ловивших на середине озера Ундозера рыбу крестьян: Тимофея Григорьева, Михаила Андреева, Акулину Степанову и Авдотью Абрамову при помощи двух лодок, на которых пробрались с берега к утопающим, ломая баграми лед, за что, вследствие представления г. Начальника губернии, по приказанию г. министра внутренних дел, выдано им в награду по 10 р. каждому».

Каргопольский уезд. Крестьянин Усачевской волости деревни Соболевой – Крехалев, 24 апреля 1887 г., спас запасного рядового Николая Шушерина, который, проезжая по реке Волошке на маленьком осиновом челне, выпал из него и был тотчас отнесен течением воды на середину реки. Крехалев, спасая утопающего Шушерина, действительно подвергал свою жизнь опасности, так как стоил только на трех сплоченных деревьях длиною до 1 ½ аршин каждое, и легко мог упасть в воду, глубина которой в том месте – до 6 саж; поэтому, за оказанный человеколюбивый подвиг крестьянин Крехалев; согласно журналу присутствия губернского правления, по представлению г. Губернатора, награжден серебряной медалью на Владимирской ленте, с надписью «за спасение погибавших».

Позже Общество спасения на водах переживало и времена расцвета и практически полного свертывания своей деятельности, однако необходимость «подания помощи» терпящим бедствие людям существовала во все времена. Одной из составляющих в деле обеспечения безопасности на воде является надзор за парком маломерных судов и соблюдением Правил плавания по внутренним водным путям. Именно эти функции были возложены на Государственную инспекцию по маломерным судам, которая вместе с другими подразделениями МЧС России (спасателями, пожарными) занимается не только регистрацией маломерных судов и учетом происшествий с ними, но и спасением граждан терпящих бедствие на воде.

Следует отметить, что там, где нет спасательных подразделений, именно личный состав отрядов ФПС и пожарных частей чаще всего первым приходит на помощь утопающим или участвует в их поиске, действительно проявляя геройство и подвиг, так как наши пожарные не аттестованы (не подготовлены) для спасения на воде и вынуждены использовать подручные (личные или местных граждан), а не штатные средства спасения.

Об обстоятельствах создания 30 лет назад и этапах становления в Российской Федерации Государственной инспекции по маломерным судам написано достаточно много статей. В данном очерке читателям хотелось напомнить о некоторых более далеких страницах нашей истории.

При написании данного очерка использованы материалы журнала «Русский Север» за апрель 2012 года, интернет сайта Википедия, электронного фонда Олонецких губернских ведомостей Петрозаводской публичной библиотеки.

  • Государственный инспектор по маломерным судам Костомукшского инспекторского участка
  • ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Карелия»

Н. Гуртов

Развитие и становление Общества спасания на водах в Олонецком округе в конце 19 века




Источник: www.10.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх