1. Малыш крутится на диване, причём продвигается всё ближе и ближе к краю. Вы:
А. Бдительно следите, чтоб вовремя подхватить.
Б. Говорите: «Край, упадёшь, нельзя так...»
В. Говорите: «Край, слазить надо вот так...»
2. Только вы включили духовку, чтобы испечь курочку, как прибежал ваш малыш и, несмотря на ваши запреты, упорно к ней тянется. Лучше всего сделать так:
А. Не подпускать, погрозить пальцем, в идеале - вообще выпроводить из кухни.
Б. Объяснить, что опасно, сказать: «Ах, горячо!»
В. Сказать «нельзя!» и, подведя поближе, дать почувствовать, как горячо.
3. Ребёнок взял в моду, чуть вы отвернётесь, удирать во все лопатки; и вы уже изрядно устали вылавливать и тормозить своего шустрого малыша. Что вы собираетесь делать на этот раз?
А. Запретить.
Б. Догнать-остановить.
В. Спрятаться.
4. «Мама, дай я тебя покачаю!» - говорит малыш. Вы садитесь на качели, малыш встаёт перед вами и собирается их раскачивать. Вы говорите:
А. «Осторожно, качели ударят».
Б. «Встань вот так...» - и переставляете его.
В. Спрашиваете: «Как надо стать, чтоб качели тебя не стукнули?»
5. Вы вместе гуляете по парку и присели отдохнуть на пенёк. Ребёнок, побродив по окрестностям, принёс вам сорванную поганку. Ваше первое желание:
А. Выхватить и выбросить.
Б. Срочно помыть ему руки.
В. Сказать «осторожно!» и тут же сочинить сказку про хитрую поганку (а потом помыть руки).
6. Бабушка рассказала про домового, и (совершенно неожиданно для вас) ребёнок забеспокоился, он снова и снова возвращается к этой теме...
А. Убеждаете, что домовых на свете не бывает, значит, бояться нечего.
Б. Обходите вместе свой дом, заглядывая во все уголки, и наглядно доказываете, что домовых не бывает.
В. Поговорив о сказках и сказочных героях, вместе идёте и ставите на ночь блюдечко молока - для домового.
7. Вы идёте по тротуару и приближаетесь к дому, с крыши которого свешивается толстая сосулька. Что вы делаете?
А. Обходите стороной.
Б. Показываете ребёнку на эту сосульку и обходите стороной.
В. Показываете ребёнку на сосульку и спрашиваете, где вам лучше пройти.
8. Ваш ребёнок без разрешения ушёл поиграть в соседний двор, где вы вскоре его/её и выловили. Вы спрашиваете, почему он так поступил, а он говорит, что встретил Снегурочку, которая просила помочь ей искать деда Мороза. Ваша первая реакция?
А. Снегурочка? Весной? Ты почему меня обманываешь?!
Б. Это была переодетая баба Яга, потому что Снегурочка никогда не позовёт малыша, не предупредив маму.
В. Посиди и подумай; а во двор больше один не пойдёшь - до самого лета.
9. Ребёнок устремился к обрыву - посмотреть, что там внизу, причём на попытку его остановить не реагирует никак. Вы делаете гигантский прыжок и хватаете его. А потом?
А. Сажаете рядом и говорите о правилах безопасности - и чтоб повторил!
Б. Обещаете привязать страховочную верёвку к его ноге.
В. Наказываете.
10. На земле лежит какой-то длинный провод. Вы знаете, что он не под током и потому безопасен, но всё-таки:
А. Расскажете ребёнку, почему нельзя наступать на упавшие провода.
Б. Покажете, что валяющийся на земле провод надо обойти (или переступить).
В. Спросите, почему нельзя наступать на упавший провод и как надо правильно поступить.
11. Ребёнок прибежал с улицы чем-то слегка напуганный. Вы выясняете, что его так напугало, и:
А. Оставляете его дома.
Б. Разъясняете, что ничего страшного нет.
В. Выходите вместе с ним, разбираетесь - а стоило ли так бояться.
Если в ваших ответах преобладают А.
Конечно, вы стремитесь оградить ребёнка от опасностей. Но, к сожалению, ваши усилия носят скорее запретительный характер. Ваш наследник прекрасно знает, что делать нельзя, но мало осведомлен о том, что делать можно или как надо сделать, чтобы было и можно, и безопасно. Ваши «нельзя» - как забор - загораживает дочку или сына, но подумайте, что будет, когда они выйдут из такого плотного заграждения? Когда не будет вас под рукой - смогут они найти выход из сложной (опасной) ситуации?
Пусть у ребёнка останется десяток строгих, железных, стопроцентных запретов типа «не садись в чужие машины», «никогда не открывай чужим людям» и т. п. - самых важных. А те задачи, решить которые он может сам, пользуясь собственным опытом, пусть останутся его «зоной поиска» (конечно, под вашим бдительным и незаметным/неназойливым контролем).
Если в ваших ответах преобладают Б.
Вы - продвинутый родитель, который уважает своего ребёнка как личность. Вы умеете не просто ограждать и приказывать, но и развивать интеллект: вместо того, чтобы командовать, вы часто объясняете ему, почему нельзя, то есть пополняете его картину мира и помогаете сориентироваться в нём.
В вашем подходе не хватает только одного: у растущего человека должен быть не только отрицательный, но и положительный алгоритм действий. Если хотя бы половину «так не надо, потому что» вы замените на «надо так» и покажете, как поступать правильно, это и ускорит процесс приобретения полезных навыков, и улучшит ваши отношения с ребёнком. Ведь «да» всегда приятнее, чем «нет».
Если в ваших ответах преобладают В.
У вас есть бесценная привычка - не задерживаться на приказах, отрицаниях и сложных, не понятных ребёнку объяснениях, а с раннего возраста закладывать в него модели правильного, безопасного поведения. Это - одна из лучших гарантий того, что в ваше отсутствие с ребёнком всё будет хорошо. И можно будет положиться не только на няню или бабушку, но и на его собственное самосознание. Каждый день и каждую неделю в копилке его знаний о мире будет прибавляться новый пункт, и он ляжет на нужную «полочку» в голове, и ребёнок легко «достанет» его оттуда - в самый нужный момент.
Годовалый малыш узнаёт, как надо спускаться с кровати, чтобы не рухнуть на пол. Подросток не прыгает с моста в незнакомый пруд (даже если вся компания ныряет безоглядно), а сначала исследует дно... если, конечно, с дошкольного детства приучен думать своей головой - и задумываться и последствиях того или иного поступка.
Прививать навыки безопасности - это как строить домик из конструктора. По кубику, по кирпичику, всё выше и выше, и домик растёт... и не разваливается... если, конечно, каждый кубик класть правильно, в нужное время, на нужное место и закреплять его в правильные пазы. Сноровка и полезные навыки приходят к детям постепенно. Когда они тренируются, когда просвещаются, когда обучаются, постоянно обучаются этому.
Бесполезно обучать требуя, останавливая, предостерегая и выдавая лишь голые инструкции. Слова - это только слова. Ребёнок должен понять: зачем, что я делаю не так и как я должен поступить? И обязательно захотеть поступать так, как важно для его же безопасности.