В 1914 году Императорское Российское Пожарное Общество организовало на собранные пожертвования три военно-санитарных поезда, из которых один совершал рейсы между Петроградом и Варшавой, второй развозил раненых из Москвы во внутренние губернии, а третий обслуживал нужды Кавказской армии. На устройство и содержание этих поездов поступило около 250 тысяч рублей пожертвований, причем со стороны разных начальствующих лиц и учреждений в Совет общества постоянно поступали наилучшие отзывы об оборудовании и деятельности этих поездов.
12 августа 1914 года состоялось заседание Совета Императорского Российского Пожарного Общества. По предложению председателя Совета ИРПО князя А. Д. Львова было принято постановление: « 1) преобразовать имеющийся в распоряжении подвижной состав Всероссийской передвижной пожарной выставки под санитарный поезд имени Императорского Российского Пожарного Общества. 2) просить всех членов общества помочь Совету для обеспечения расходов по содержанию поезда пожертвованиями»
Уже через пару недель в кассу Совета ИРПО внесено свыше 20 тысяч рублей пожертвований для оборудования санитарного поезда. Денежные суммы поступали как от частных лиц, так и от страховых обществ, пожарных команд и дружин. Граф А. П. Зубов пожертвовал на устройство поезда 10 тысяч рублей. По подсчетам, на оборудование и содержание поезда в течение 6 месяцев необходимо было около 65 тысяч рублей.
Как свидетельствует журнал «Пожарное дело» за 1914 год: «имеются душу трогающие пожертвования. В одной из сельских дружин деревенские женщины пожертвовали 14 полотенец из домотканого холста».
Поезд имени Императорского Пожарного Общества формировался на основе положения о военно-санитарных поездах. Ему был присвоен номер 63. Маршрут поезда должен был быть указан военным министерством. Предполагалось, что поезд будет брать раненых в Варшаве и развозить их через Москву по внутренним губерниям.
7 сентября 1914 года на Николаевском вокзале Петрограда состоялось освящение 63-го военно-санитарного поезда имени Императорского Российского Пожарного Общества в присутствии Августейшей председательницы общества Великой Княгини Марии Павловны и почетного его члена Великого Князя Андрея Владимировича.
И 10 сентября с Николаевского вокзала поезд ушел в сторону театра военных действий.
В день освящения 63-го тылового военно-санитарного поезда в Совет ИРПО обратился председатель Больдераа-Усть-Двинского добровольного пожарного общества Альфред Фердинандович фон Гертвиг. Движимый патриотическими чувствами, он изъявил желание устроить на свои средства два поезда. Барон готов был пожаловать на оборудование санитарных поездов 150 тысяч рублей. ИРПО сделало соответсвующий запрос в военное ведомство, где и было получено согласие на формирование двух военно-санитарных тыловых поездов № 85 в Москве и № 89 в Ростове на Дону.
И 2 ноября 1914 года в присутствии Московского градоначальника свиты Его Величества генерал-майора Адрианова, других видных сановников, председателя Совета ИРПО князя А. Д. Львова, - на Александровском вокзале Москвы был отслужен торжественный молебен и освящен тыловой военно-санитарный поезд № 85.
26 ноября 1914 года в торжественной обстановке в Ростове-на-Дону состоялось освящение 89-го военно-санитарного поезда Императорского Российского Пожарного Общества имени Великого Князя Бориса Владимировича. На освящении также пристутствовали председатель Совета ИРПО князь А. Д. Львов и член Совета Н. И. Пайчадзе. Поезд предназначался для эвакуации раненых с Кавказа.
При осмотре офицерского вагона военно-санитарного поезда № 85 у поэта Гиляровского В. А. родились следующие строки:
……Чудо-вагон!
Здесь для героев и отдых и сон,
Раны бойцам перевяжут умело,
Ласково встретят, удобство дадут…
Слава создавшему этот приют
Слава и тем, что себя отдают
На милосердное дело!
Сами спасенные солдаты, попавшие в военно-санитарные поезда, нередко отправляли благодарственные письма в адрес сотрудников этих передвижных госпиталей. Вот, например, те из них, что мы находим почти в каждом номере журнала «Пожарное дело» за те годы:
«Премногоуважаемые благодетели Совета Императорского Российского Пожарного Общества.
Мы сердечно тронуты и просим принять нашу глубочайшую признательность за добрую о нас память и за Ваши заботы о нас, раненых и больных нижних чинах. Мы имели счастье проехать в доблестном Вашем санитарном поезде за №85 со станции «Червонный Бор» до города Петрограда.
Мы, нижние чины, в течение поезда глубоко тронуты Вашей признательностью к нам, раненым и больным нижним чинам. Мы за Ваши заботы шлем свою сердечную благодарность всем благодетелям Вашего доблестного санитарного поезда за №85. И сестре милосердия, хозяйке поезда, шлем сердечную благодарность за ея заботы к раненым и больным нижним чинам.
Нижние чины л.-гв. Семеновского полка рядовой Григорий Дмитриев, ст. унтер офицер Федор С. Смирнов, л.-гв. Павловского полка рядовой Павел Оброскин, л.-гв. Гренадерского полка рядовой Филипп Сазонов,2-го Кавказского стр. полка Иван Медведев.
-------
Письмо от раненых л.-гв. Финляндского полка
Шлем мы вам сердечный привет и от души Вам желаем всего наилучшего, а главное здоровья и чувствительно Вас благодарим об Ваших помощах и Ваших подарках и за Вашу доброту и когда мы ехали из позиции раненые до Петрограда в военно-санитарном поезде №85,то нам было очень хорошо, поили, кормили, чистота, порядок был и очень мы довольны. Дай Бог Вам доброго здоровья и всего благополучия»…
Эти искренние слова благодарности опубликованы в номере журнала «Пожарное дело» за 1915 год.
Немало добрых дел сделано сотрудниками поездов, немало человеческих жизней спасено. Но военное лихолетье и реалии России, пораженной революционными идеями таковы, что печальна судьба многих благих начинаний…
В течение 1917 года приняты меры к полной приостановке военно-санитарной деятельности, проводимой по инициативе ИРПО на протяжении почти трех лет. 63-й военно-санитарный поезд передан обратно в ведениие военного ведомства,85-й – вероятно, был отдан в распоряжение шведской миссии. В номере 5 журнала «Пожарное дело» за 1918 год в разделе «Хроника» находим заметку «Гибель 89 военно-санитарного поезда». Из которой узнаем, что 9 января вблизи станции Шамхор Закавказской железной дороги, подвергся полному уничтожению 89-й тыловой военно-санитарный поезд. Поезд варварски был разграблен и после сожжен татарами.
Так закончилась военно-санитарная деятельность Императорского Российского Пожарного Общества, вскоре прекратило свою работу и само Общество...