Большинство аварий происходит из-за чьих-либо ошибок. И одна из них - нарушение правил безопасности плавания без учета погодных условий. Морская стихия, грозную силу которой в полной мере испытали на себе мореплаватели прошлых столетий, не стала сегодня более покладистой и мирной: по-прежнему пугающей остается ситуация быть внезапно захваченным ветрами штормовой силы.
Плавание в штормовых условиях современных судов, несмотря на их размеры и высокие технические и мореходные качества, остается тяжелой и ответственной задачей. Нередко сила шторма бывает такой, что следование судна по курсу становится невозможным, и тогда на первом плане должна быть задача борьбы за живучесть и спасение судна.
Помните: разница между обычным штормом и штормом, в котором идет борьба за живучесть судна, заключается в том, что в первом люди контролируют курс судна, а во втором хозяевами положения становятся ветер и волны.
Вредное влияние штормовых условий на судно проявляется в следующем:
Воздействие штормового ветра и волн может принести судну крупные повреждения и трещины в обшивке судна, т.к. увеличиваются напряжения в корпусе судна и его отдельных элементах, особенно когда курс перпендикулярен фронту волны, а длина волны близка к длине судна.
Увеличивается качка судна. Качка - колебательное движение судна, подразделяется на три основных вида: бортовая, килевая и вертикальная. Практически судно в штормовых условиях имеет смешанную качку, но преобладающей всегда является бортовая или килевая. Килевая качка в большинстве случаев сопровождается ударами волн в днище и носовой подзор судна (днищевой и бортовой слеминг), увеличением напряжений в продольных связях корпуса, оголением винта при прохождении волны под кормой и усилением заливанием судна. Все эти явления могут причинить судну и его оборудованию значительные повреждения. Положение в таких случаях становится критическим и может закончиться быстрой гибелью судна. Специальное удерживающее оборудование, необходимое вам на случай шторма, - плавучий якорь, который предназначен для стабилизации положения судна относительно ветра в дрейфе.
Курс выбирать не приходится - его диктует направление движения обрушивающихся волн. Сильный шторм вызывает снос судна с курса, и оно может быть выброшено на мель, что особенно опасно для надувных маломерных судов.
Уважаемые судовладельцы и судоводители, помните, что при ветре и волнах ураганной силы предсказать развитие событий невозможно: любое самое прочное судно и любой самый опытный экипаж находятся во власти стихии, а посему прежде, чем выйти в море, имеет смысл заранее изучить прогноз погоды на несколько дней. К сожалению, очень мало обстоятельных прогнозов погоды с долгосрочным прогнозом, поэтому при наличии барометра необходимо отслеживать его показания, одновременно сверяясь с бесспорными признаками ухудшения погоды. Вот некоторые из них:
белесоватый оттенок всего неба;
быстро движущиеся облака при тихой погоде;
движение облаков в разных направлениях, а также поперек направления ветра или прямо навстречу ему, неспокойное море: зыбь и волна начинают идти не по ветру и все усиливаются, появляется пена на гребне волны ("барашки", или "буруны" в простонародии).
О том, что приближается непогода, вам подскажет и поведение морских птиц: если птицы при слабом ветре держатся у побережья и не улетают далеко в море, - через несколько часов можно ожидать усиления ветра, а массовое и стремительное возвращение птиц к берегу - сигнал приближения шторма. Следуйте их примеру, - что называется, "на всех парах" держите курс на берег!
Инспекторский участок: г. Черняховск ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области"
Источник: www.39.mchs.gov.ru