21 сентября 2014 года был завершен первый этап поисково-исследовательских мероприятий в Нижнеилимском районе в местах предполагаемого падения самолета, пропавшего в годы Второй мировой войны. «Р-39 «Аэрокобра» – один из двух ненайденных самолетов на территории Приангарья, которые поставлялись в СССР по легендарной воздушной трассе «Аляска – Сибирь». Мы хотим установить место трагической гибели участника перегона, кавалера ордена Красной Звезды, боевого летчика-истребителя, капитана ВВС Красной армии Григория Петровича Чуйко, – пояснил руководитель клуба «Сталкер» Вячеслав Тищенко. – К сожалению, сведения о его личности сих пор - тайна за семью печатями. В биографии уроженца Артемовского района Сталинской области, окончившего 1-ю Краснознаменную школу военных пилотов в г. Севастополе, просматривается некая доля причастности к особым воинским поручениям. Последним местом его службы стал «АлСиб» - 5-й полк Перегоночной авиадивизии».
24 октября 1943 года самолет Р-39 № 220519 пропал в районе Нижнеилимска при перелете из Киренска в Красноярск. Заместитель командира авиаэскадрильи, капитан ВВС Григорий Чуйко, пилотировавший «Аэрокобру», погиб при невыясненных обстоятельствах.
«Известно, что родной авиаполк настойчиво искал потерю в течение месяца – экипажами следом идущих перегонщиков, самолетами метеоразведки, но безуспешно, - продолжил рассказ Вячеслав Тищенко. - Особый вопрос: почему его выпустили в полет вне «связки», в то время как перегонщики летали только группой и никак иначе? Мы можем предположить, что на борту был особый груз, например, дипломатическая почта, но все это только предстоит выяснить!»
В 2011 году «Сталкер» организовал две экспедиции в район предполагаемого падения самолета Чуйко – на границу Братского и Чунского районов. В мае-сентябре 2012 года вновь были предприняты попытки поиска самолета. Была проведена аэроразведка, поиском на земле занимались в том числе и профессиональные пожарные авиаохраны лесов. Группы дважды высаживались по северному и южному границам района, но поиски успехом не увенчались.
С 19 по 21 сентября 2014 года силами сотрудников ФГКУ «8 отряд Федеральной противопожарной службы по Иркутской области», спасателями Северо-западного поисково-спасательного отряда и Байкальского поисково-спасательного отряда, членами молодежного туристическо-краеведческого клуба «Сталкер», а также добровольцами из числа жителей г. Братска при содействии филиала ОАО "Группы "Илим", предоставившей технику, была предпринята еще одна попытка разыскать место гибели легендарного советского летчика. Группа выехала в район возможного места катастрофы – вблизи поселков Дальний и Заморский Нижнеилимского района.
24 октября 1943 года самолет Р-39 № 220519 пропал в районе Нижнеилимска при перелете из Киренска в Красноярск. Заместитель командира авиаэскадрильи, капитан ВВС Григорий Чуйко, пилотировавший «Аэрокобру», погиб при невыясненных обстоятельствах.
«Известно, что родной авиаполк настойчиво искал потерю в течение месяца – экипажами следом идущих перегонщиков, самолетами метеоразведки, но безуспешно, - продолжил рассказ Вячеслав Тищенко. - Особый вопрос: почему его выпустили в полет вне «связки», в то время как перегонщики летали только группой и никак иначе? Мы можем предположить, что на борту был особый груз, например, дипломатическая почта, но все это только предстоит выяснить!»
В 2011 году «Сталкер» организовал две экспедиции в район предполагаемого падения самолета Чуйко – на границу Братского и Чунского районов. В мае-сентябре 2012 года вновь были предприняты попытки поиска самолета. Была проведена аэроразведка, поиском на земле занимались в том числе и профессиональные пожарные авиаохраны лесов. Группы дважды высаживались по северному и южному границам района, но поиски успехом не увенчались.
С 19 по 21 сентября 2014 года силами сотрудников ФГКУ «8 отряд Федеральной противопожарной службы по Иркутской области», спасателями Северо-западного поисково-спасательного отряда и Байкальского поисково-спасательного отряда, членами молодежного туристическо-краеведческого клуба «Сталкер», а также добровольцами из числа жителей г. Братска при содействии филиала ОАО "Группы "Илим", предоставившей технику, была предпринята еще одна попытка разыскать место гибели легендарного советского летчика. Группа выехала в район возможного места катастрофы – вблизи поселков Дальний и Заморский Нижнеилимского района.
«Экспедиции «Сталкера» - дань памяти героическому подвигу советских летчиков в годы военного лихолетья, - рассказал начальник ФГКУ «8 отряд ФПС по Иркутской области» полковник внутренней службы Игорь Кистенёв. – Поэтому наши сотрудники и спасатели, имеющие большой опыт поисковой работы, живо откликнулись на призыв энтузиастов. В ходе экспедиции на горе Белый камень была установлена памятная стела с надписью: «Рядом с этой высотой проходила легендарная трасса перегона самолетов в рамках военной помощи от союзников. При перегоне по ней потерпели катастрофу молодые парни – отчаянные пилоты и лучшие представители поколения победителей. Преклони голову и отдай дань памяти минутой молчания побывавший здесь».
Справка:
В годы второй мировой войны через территорию Иркутской области по маршруту Якутск-Киренск-Красноярск проходила воздушная трасса «Аляска-Сибирь», по которой советские летчики, рискуя жизнью, перегоняли истребители и бомбардировщики, поставляемые по ленд-лизу из США в СССР. Всего по ленд-лизу из США было поставлено 14795 самолетов, из них по трассе Аляска-Сибирь советские летчики перегнали своим ходом около 8000 самолетов. Во время перелета происходили непредвиденные поломки и катастрофы.
В годы второй мировой войны через территорию Иркутской области по маршруту Якутск-Киренск-Красноярск проходила воздушная трасса «Аляска-Сибирь», по которой советские летчики, рискуя жизнью, перегоняли истребители и бомбардировщики, поставляемые по ленд-лизу из США в СССР. Всего по ленд-лизу из США было поставлено 14795 самолетов, из них по трассе Аляска-Сибирь советские летчики перегнали своим ходом около 8000 самолетов. Во время перелета происходили непредвиденные поломки и катастрофы.
Фотографии предоставлены участниками экспедиции «Аэрокобры» капитана Чуйко»
Источник: www.38.mchs.gov.ru