Бузаков Евгений Евгеньевич начала свою карьеру в Аварийно-спасательной службе Псковской области в 2022 году. В настоящее время он является начальником поисково-спасательного отряда г. Пскова. Он рассказал нам о своей работе и увлечениях.
Как Вы попали в МЧС? Почему выбрали именно это ведомство?
Еще в армии решил, что хочу выбрать дело спасателя, к тому же здесь работал друг. Узнал, что можно стать водолазом, профессию получить. Конечно, в жизни все оказалось не совсем таким, как представлялось. Однако разочарования не наступило. А после аттестации, когда по-настоящему занялся работой спасателя, встал в дежурную группу, начал оказывать помощь людям, служба стала полностью устраивать. Интересно становится, когда начинаешь работать, выполнять настоящие дела!
Вы помните свой первый вызов или первого спасенного человека?
Первое, что я сделал на службе – это спустился с пятого этажа на четвертый: на балконе оказался закрыт ребенок, родителей дома не было. Дверь открыли, «заложника» освободили. Тогда хотелось именно самому все сделать, самому помочь маленькому человеку. Случай, конечно, не был очень опасным для ребенка, однако в конце я все же получил некоторую радость, успокоение, что сам смог выполнить задачу.
В чем заключается Ваша работа?
В основном – это никому и ни в чем не отказывать! Работа бывает напряженная, в том числе и у меня как у руководителя. В день бывает столько происшествий, что и людей не хватает. Иногда выезжаю на вызовы сам, так сказать, продолжаю дело по спасению.
Работа напряженная, поэтому должны быть какие-то увлечения, где Вы можете радоваться. Как Вы отдыхаете, расслабляетесь?
Я летаю на параплане. Это даже не увлечение, а работа больше, но увлекся я этим сильно. Сначала устроился спасателем, получил профессию водолаза, а затем и парапланериста. Эти две специальности наиболее интересны для меня. Плавание под водой не могло мне не понравиться, но когда узнал, что есть возможность летать, стало гораздо интереснее.
После того, как на базе приобрели парапланы, в итоге на них стали летать те, кто имел большое желание. Тренировались практически каждый день, во внерабочее время, по вечерам. Так получилось, что я один летал лет семь, потом еще двоих обучили. К настоящему времени стаж полетов у меня – десять лет.
Тогда вспомните, пожалуйста, и свой первый полет, как он прошел?
Это случилось в рамках подготовки. До полетов «на моторе» мы тренировались без них. И уже после первого подъема, я твердо решил – «буду летать!». «С мотором» было еще интереснее. Хотя конечно не обошлось и без волнения, страха, особенно перед стартом, когда установка уже висит у тебя на плечах. Ведь старт – это самое главное. Я сразу понял, что полеты – это мое. Когда поднимаешься в воздух впервые, сначала мало, что понимаешь. Но потом мозг начинает работать, включаешься и просто летишь – радуешься жизни. В небе все совсем по-другому: картинка мира другая!
Помните, как работа перешла в увлечение?
Когда пилот полетел, ему надо просто летать, летать и летать. С самого начала я старался участвовать во всех перелетах, в том числе с соратниками из псковского клуба парапланеристов, уже вне рамок работы. Мы были дружны, объединялись группами, летели вместе куда-то, например, за город, в сторону озер, островов и т.п. Поэтому работа перешла в хобби практически сразу: если бы не увлекся этим делом с самого начала, то наверно и не стал бы тренироваться.
Страшно сказать, но мне нравится высота! За время службы я сделал уже более двадцати спусков с вертолета «МИ-2» по вертикальной веревке. В прошлом году в Региональном поисково-спасательном отряде в г. Санкт-Петербурге прошел обучение на выпускающего из вертолета.
В чем заключается работа спасателя-парапланериста? Как Ваше увлечение помогает в работе?
Параплан в работе спасателей применяется, в основном, для разведки лесных и торфяных пожаров, ледовой обстановки, для осмотра полей, лесной, болотистой местности при поисках людей. Все это – разведка «сверху». Конечно, на параплане на открытых участках можно просмотреть и заметить гораздо больше и быстрее, нежели пешком. Тем не менее в больших кустах или в деревьях обнаружить искомый объект с воздуха труднее, приходится спускаться на землю.
Мое увлечение и профессия очень связаны. В поисковых работах нам иногда даже помогают другие парапланеристы, не работающие в системе МЧС: собираем группы, вылетаем все вместе (я, еще два спасателя и несколько добровольцев) в предполагаемую зону поисков. Находим не всегда, однако здесь важно, что с помощью большего количества людей, мы осматриваем большую площадь, работаем более тщательно. А значит, возникает более твердая уверенность в том, что работа выполнена на совесть.
На вашем сознании отразилась профессия спасателя, может, Вы стали осторожнее?
Конечно, с годами, по мере увеличения профессионального опыта, когда то и дело встречаешься с человеческой бедой, волей-неволей становишься мудрее, аккуратнее, ответственнее. С другой стороны, рискованные случаи в полетах, когда возникает хоть какая-либо угроза, тоже имеют свои положительные последствия: надо испытать опасность, чтобы сработало чувство страха – оно не даст тебе в будущем совершить необдуманных поступков. Но лучше нигде никогда палку не перегибать!
Тем более надо помнить и о родных, близких. Они радуются за меня, что у меня такое интересное увлечение, которое дарит столько положительных эмоций. Но все же волнуются, переживают, ждут, когда вернусь с работы или приземлюсь.
За такой стаж работы спасателя и парапланериста наверняка были интересные, может, курьезные случаи – то, что запомнилось. Расскажите о них, пожалуйста.
В полетах все интересно, места везде красивые, они не могут не впечатлять. Запомнилось, как в прошлом году летал в Дедовическом районе, смотрел местные болота и леса. Такой простор, нет ни конца ни края – дух захватывает! И красиво, и страшно: наслаждаясь видом с высоты, все равно помнишь про безопасность, ведь в болото садиться более чем рискованно.
Интересное в полетах – это когда организовываются какие-либо мероприятия, например, показательные выступления, соревнования. Так, в этом году мы участвовали в праздновании Дня Военно-воздушного флота. Кружили с шашками прямо над аэродромом – его с высоты я видел впервые! Тем более было приятно, что в один момент зрители стали следить уже даже не за самолетами, а за нами! Запомнился такой момент: ко мне подошла маленькая девочка и похвалила нас: «Классно летаете!». Что может быть приятнее такой искренней оценки, тем более из уст ребенка?
Смешные истории можно рассказывать практически про каждого члена нашего клуба парапланеристов. Все делали одинаковые ошибки: и обувь слетала, и забывали заправить установку, и приземлялись неправильно или не в том месте. Более опытные пилоты уже знают, чем чревато то или иное действие.
В профессии спасателя, да и во время полетов, наверняка должны были происходить опасные или печальные случаи?
Сразу скажу, что при работе на параплане мы очень четко следим за выполнением техники безопасности, в первую очередь, за погодными условиями, ответственно подходим к обмундированию, исправности установки. Если ветер сильный, то стараемся никуда не лететь: в конечном счете, принимает решение пилот самостоятельно. Здесь уже можно говорить о целесообразности: зачем лететь в ветреную погоду, когда пилота однозначно будет «кидать», когда управление «крылом» осложнено и просто опасно? В таких условиях человек уже не думает о работе, о том, что ему нужно искать объект, проводить разведку. Пилот думает, прежде всего, о себе, о том, как остаться целым и невредимым. Работа должна давать результат: обнаружение очага загорания, человека, спасение пострадавшего и т.д. Нет смысла создавать ситуации, когда помощь может понадобиться уже самому спасателю!
Падения у меня, конечно, были – все от неопытности. Получал травмы. Но они меня научили многому: я внимательнее изучил теорию полетов, стал осторожнее, начал серьезнее относится к своей безопасности, научился чувствовать ситуацию. А желание летать несмотря ни на что сохранилось!
Расскажите, пожалуйста, о своих планах, мечтаниях, о том, что еще хочется сделать, как в профессии, так и в увлечении.
Я сознательно выбрал профессию спасателя. Дело спасения – это и интересно, и важно. Когда удается выполнить поставленную задачу до конца, когда действительно получается спасти человека, оказать ему своевременную помощь – это не может не радовать. Особенно приятно, когда и люди остаются благодарны. Всегда расстраиваешься, когда такую помощь по каким-либо причинам оказываешь не в полной мере, эти ситуации остаются в памяти, огорчают. Ведь на каждом вызове, несмотря на то, что иногда говорят обыватели, стараешься выложиться полностью.
Моментов с благополучным исходом все же больше, поэтому хочется продолжать служить. Хочется, чтобы система развивалась, чтобы наша техника совершенствовалась, тогда и работа будет эффективнее.
А что касается полетов… То знаю точно: от них я никогда не откажусь! Тем более мне есть, что узнать и испытать новое. Мечтаю полетать, но уже «без мотора», в горах. Представляете, как это?! Там совсем другое: опыта больше именно по управлению крылом, да и пейзажи другие! Надеюсь, эти мечты когда-нибудь исполнятся…