При движении в условиях ледостава судоводитель должен знать, что шуга и донный лёд сильно затрудняют движение судна и делают практически невозможным применение двигателей (как стационарных так и подвесных) из-за опасности повредить винты (шпонки), турбину (у водомётов), кроме того проблемой становится охлаждение двигателя из-за постоянного забивания приёмных забортных отверстий системы охлаждения.
Плывущие льдины, даже небольшие, но крепкие, имеющие подводные острые края, особо опасны для судов с деревянным корпусом, но они легко могут пробить и металлический. Особенно опасны они на реках с достаточно быстрым течением. Для своевременного отвода таких льдин от корпуса судна в носовой части его выставляются люди с баграми и шестами.
При необходимости форсирования доступного льда судоводитель должен быть особо осторожен, оценить возможность такой операции и всю степень риска. Входить в лёд следует под прямым углом к его кромке предельно малым ходом, предварительно погасив инерцию судна. В дальнейшем скорость можно увеличить до допустимой в данной обстановке. Следует вести постоянное наблюдение, использовать при движении разводья, полыньи и промоины.
Судоводитель всегда должен помнить, что получение пробоины, трещины или другого повреждения, связанного с поступлением воды в корпус судна, является серьёзной опасностью для судна и его экипажа, особенно при значительном удалении от берега и неблагоприятных гидрометеорологических условиях.
Если справиться с зимними явлениями своими силами невозможно – следует запросить помощь, используя средства связи и сигналы бедствия.
В осенне-зимний период перед выходом в плавание обязательно надо проверить техническое состояние корпуса, двигателя, оборудования и устройств маломерного судна, его укомплектованность аварийно- спасательным инвентарем. Необходимо обеспечить судно достаточными запасами топлива, продовольствия и питьевой воды, средствами связи с полной зарядкой аккумуляторов. Во время рейса судоводителям и пассажирам запрещается употребление спиртных напитков.
Напоминаем: телефонный номер «112» — единый номер вызова экстренных оперативных служб для приёма сообщений о чрезвычайных ситуациях.
Надеемся, что наши рекомендации помогут судоводителям избежать неприятных последствий аварийных ситуаций при плавании в сложных условиях осенне-зимнего периода.
По любым вопросам эксплуатации маломерных судов Вы можете обратиться в Турочакский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай» по адресу: 649154, Республика Алтай, Турочакский район, с. Иогач, ул. Центральная, д. 1 или по телефону: (388-43) 2-73-85.
Старший государственный инспектор
по маломерным судам Агапов В.Г.
Источник: www.04.mchs.gov.ru