Особенность судовождения маломерных судов проявляется в необходимости для судоводителя принимать сложные решения, и принимать их в ограниченное время при недостатке информации. Для этого судоводитель должен обладать быстротой реакции, правильными навыками и способностью мгновенно находить верное решение в сложной обстановке. В отличие от остальных качеств, навыки вырабатываются путём систематической работы над собой на основе достоверной информации. Наша статья призвана помочь судоводителям выработать правильные навыки управления судном в сложных осенних условиях плавания.
Основными причинами аварийности остаются: нарушение судоводителями правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах; неправильное размещение людей и груза; превышение установленных норм пассажировместимости и грузоподъёмности; плавание в сложных гидрометеоусловиях и в тёмное время суток.
Судоводителям следует обратить внимание на необходимость непрерывного наблюдения за окружающей обстановкой во время движения, так как множество аварий происходит из-за отсутствия такого наблюдения.
Нередки случаи групповой гибели людей на моторных и гребных судах при плавании в штормовую погоду.
Для предотвращения аварийных ситуаций при плавании в сложных условиях осеннего периода советуем судоводителям маломерных судов следовать нашим рекомендациям.
Рекомендуемые действия судоводителя при плавании в условиях ограниченной видимости
Ограниченная видимость – понятие (при плавании на внутренних водных путях), означающее любые метеоусловия, при которых визуальная видимость ограничена (менее 1 км) из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, дыма и т.п.
В этих условиях разрешается плавание судам, имеющим радиолокационную станцию, компас, звукосигнальное устройство, радиостанцию, позволяющую осуществлять связь между судами и между судном и берегом, все это оборудование должно находиться в исправном состоянии.
Маломерным судам запрещается выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а также двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка.
Выход на судовой ход при видимости менее 1 км опасен тем, что суда, использующие в таких условиях радиолокатор, могут не определить эхо-сигнал от маломерного судна на экране радиолокационной станции. Маломерное судно, не оборудованное навигационными приборами, при ограниченной видимости не может уверенно ориентироваться и может попасть под более крупное судно или натолкнуться на какое-нибудь препятствие.
Даже самые опытные судоводители в сильный туман, не имея навигационных приборов, полностью теряют ориентировку и иногда, не замечая того, переходят на обратное направление движения.
При движении в условиях ограниченной видимости необходимо:
- снизить скорость до безопасной, лучше застопорить ход;
- определить место нахождения судна наиболее точным способом;
- включить ходовые огни;
- поставить задачи наблюдателям, установить режим тишины на судне, вести прослушивание сигналов подаваемых другими судами;
- следовать с безопасной скоростью;
- вести постоянное радиолокационное, визуальное и слуховое наблюдение за судами и обстановкой в данном районе;
- быть в постоянной готовности к немедленной остановке судна и даче заднего хода.
Судоводителям на судах, не оборудованных должным образом, запрещается движение в условиях ограниченной видимости, им следует повременить с выходом в рейс, а если они были в пути и оказались в таких условиях, то они должны заблаговременно подыскать место у берега для безопасного отстоя судна до времени окончания этих условий.
Источник: www.04.mchs.gov.ru