Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
30.07.2014 18:24 Количество просмотров материала 3064 Время на чтение ~4.5 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

О спасательных жилетах при аварийной ситуации на воде

Рыбинское отделение ГИМС Главного управления МЧС России по Ярославской области информирует! C начала навигационного периода 2014 года, для маломерных судов, к административной ответственности за отсутствие спасательного жилета привлечено 38 судоводителей.

Каждому судоводителю и пассажиру маломерного судна необходимо для себя уяснить, что спасательный жилет это, иногда, единственный шанс выжить при аварийной ситуации на воде.

Изделие, именуемое спасательный жилет, в России разделяются на два вида: спасательный жилет и жилет плавающий или страховочный.

Спасательный жилет (далее - СЖ) должен удовлетворять основным параметрам: соответствовать положительной плавучести (20 и 9 кг в зависимости от размера), прочности поясного ремня (не менее 320 и 240 кг на разрыв), способности поддерживать органы дыхания в 12 см над поверхностью воды, наличие светоотражающих элементов, поискового огня и яркой окраски.

В России характеристики СЖ регламентирует ГОСТ – 22336-77. Других официальных нормативных документов по СЖ в России не существует! В руководящих технических документах государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации требований к спасательным жилетам практически нет. Поэтому инспектора ГИМС при регистрации маломерных судов и проведении технического осмотра ограничиваются проверкой наличия на каждого члена экипажа спасательного жилета, а по конструкции и другим характеристикам руководствуются своим представлением о спасательном жилете (например, он должен быть обязательно оранжевого цвета). Как показывает практика, технические требования к жилетам отличаются в разных регионах России. Исходя из изложенного, при выборе спасательного жилета на прогулочное судно вся ответственность ложится на капитана, на его опыт и добросовестность.

Основной характеристикой СЖ является его плавучесть, она выражается в ньютонах. Говоря простым языком, 10 ньютонов «компенсируют» один килограмм веса, то есть, СЖ с плавучестью 100N должен удержать на поверхности воды вес в 10 кг. Человек, при попадании в воду, весит всего 10% от его веса тела, с наполненными воздухом легкими его плавучесть становится и вовсе положительной. Другими словами, человек всплывет. Если добавить к его весу тела, вес одежды, обуви, снаряжения, и прочего, то для того чтобы остаться на плаву человеку необходим жилет с плавучестью в 40 Ньютонов (около 4 кг). В Европе действуют свои стандарты, которые регламентируют характеристики СЖ:

Е393 – страховочный жилет, с плавучестью не менее 50N. Район эксплуатации таких жилетов – закрытые водоемы с удаленностью от берега не более 5 миль.

Е395 – спасательный жилет, с плавучестью не менее 100N. Район эксплуатации таких жилетов – закрытые водоемы с удаленностью от берега не более 20 миль.

Е396 – спасательный жилет, с плавучестью не менее 150N. Район эксплуатации таких жилетов – неограниченные по удаленности от берега акватории.

Е399 – спасательный жилет, с плавучестью не менее 275N. Район эксплуатации таких жилетов – неограниченные по удаленности от берега акватории в экстремальных ситуациях.

Необходимо определиться, какой спасательный жилет необходим для конкретных условий эксплуатации. Для спокойной воды, спортивной гребли, вейк-бординга, кайт-серфинга и прочих спортивных дисциплин недалеко от берега, где нужна свобода движений и комфорт, следует обратить на поддерживающие/страхующие жилеты, стандарта Е393. Чаще всего это неопреновые или капроновые жилеты с пенополиэтиленовым наполнением. Они имеют броский дизайн, регулирующий ремень и молнию. Форма и конструкция жилета должны не стеснять движений, позволять свободно наклонять корпус и поворачиваться, и не ограничивать обзор.

Для сплавов по бурным рекам, рафтингу, и аквабайку, необходимы СЖ стандарта Е395, с плавучестью не менее 100N. Это уже — спасательные жилеты с регулируемым поясным и паховыми ремнями. Такое надежное крепление удержит на теле СЖ при падении в воду с гидроцикла на большой скорости, или при сплаве по бурной реке. Ранее практиковались спасательные жилеты в виде надувного воротника, поддерживающего утопающего над водой. Сейчас не рекомендуется использовать такие жилеты при сплавах на бурных водоемах из-за большого процента травматизма утопающих. Такой жилет рекомендуется только на водоемах без течений. Элементы плавучести должны располагаться несимметрично, больший объем располагается на груди, меньший на спине, это позволит занимать положение в воде грудью вверх.

При увлечениях парусным спортом, гидроавиации на морях и океанах необходимы СЖ соответствующие стандарту Е396 (150N). Эти СЖ являются надувными, то есть представляют собой мешок, который надевается на шею и надувается с помощью баллончика с газом. При попадании в воду, в жилете, в специальной камере, растворяется солевая таблетка, которая освобождает боек, который в свою очередь пробивает баллончик. Газ заполняет полость за 2-3 секунды. Даже если человек ударился находится в воде без сознания, то такой СЖ надуется автоматически, перевернет его лицом к небу и не даст захлебнуться водой. Если необходимо покинуть самолет или помещения корабля (ведь с раздутым СЖ на шее это сделать будет очень трудно) жилет можно надуть вручную, дернув при этом за кольцо. Чтобы поддуть жилет, или надуть его полностью в отсутствии баллончика, используется специальный клапан-трубка. Некоторые жилеты оснащаются специальным прозрачным экраном от брызг, и заливания лица водой.

Жилет стандарта Е399 используются в самых жестоких и экстремальных условиях, например, кругосветных регатах. Они обладают максимальной плавучестью – 275N.

Хороший жилет обязательно имеет регулировочные ремни, чтобы посадить жилет на тело нормально. Некоторые опытные туристы считают, что наличие кармана для стропореза — это одно из обязательных условий. Это действительно так. В экстремальных ситуациях стропорез может спасти Вашу жизнь. Помните! Недобросовестный производитель, порой, пишет плавучесть на жилете (например 100N) даже не испытывая его на деле! Доверяйте проверенному производителю, или, еще лучше, заранее испытайте его. Стоит заметить, что (в общем случае) СЖ не является единственным элементом снаряжения, обеспечивающим ваш запас плавучести. Объем воздуха в порах гидрокостюма «мокрого» типа (неопрен) может достигать 5 литров. Значительная часть этих пор так и остается «воздушными мешками», существенно увеличивающими Вашу плавучесть.

Главное управление МЧС России по Ярославской области призывает жителей и гостей области проявлять бдительность и личную ответственность в соблюдении личной безопасности!

Отделение информационного обеспечения деятельности МЧС России

Главного управления МЧС России по Ярославской области

Контакты: (4852) 30-42-81

О спасательных жилетах при аварийной ситуации на воде





Источник: www.76.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх