Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
02.10.2014 6:15 Количество просмотров материала 2912 Время на чтение ~9.5 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

На радиоволнах о гражданской обороне

4 октября отмечается 82-я годовщина со дня образования Гражданской обороны нашей страны. Гражданская оборона является составной частью системы специальных общегосударственных, региональных, территориальных и объектовых оборонительных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов экономики и инфраструктуры от средств поражения противника, а также проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастроф.

Сегодня в гостях на радио "Калмыкия" ведущий специалист отдела мероприятий гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия Николаев Борис Михайлович.

1. Борис Михайлович, расскажите об истории гражданской обороны нашей страны?

4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Согласно этому документу местная противовоздушная оборона выделилась в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты экономики от ударов с воздуха. Выполнять эти задачи должны были силы и средства местных органов власти и объектов народного хозяйства, таким образом, было положено начало гражданской обороне страны.

За девять лет, которые оставались до начала Великой Отечественной войны не удалось осуществить полностью все необходимые мероприятия и решить назревшие вопросы по развитию гражданской обороны. Война стала суровым экзаменом для простых граждан советской страны, система местной противовоздушной обороны в их лице взяла на себя защиту населенных пунктов от фашисткой авиации и артиллерийских обстрелов. За четыре года Великой Отечественной войны силами местной противовоздушной обороны было ликвидировано свыше 90 тысяч пожаров, предотвращено 32 тысячи аварий, обезврежено 430 тысяч авиабомб, 2,5 миллионов снарядов и мин, спасены миллионы человеческих жизней.

Следующим этапом в истории гражданской обороны России являются годы холодной войны. Усиление агрессивности Североатлантического блока, разработка Соединенными Штатами Америки новой военной стратегии, рассчитанной на достижение военных целей за счёт внезапного нападения, обострение международной обстановки – всё это вызвало необходимость коренной перестройки всей системы местной противовоздушной обороны социалистического лагеря. Встал вопрос о создании более современной системы оборонной организации, обеспечивающей выполнение мероприятий по комплексной защите гражданского населения. И такой системой стала Гражданская оборона, созданная на основе местной противовоздушной обороны в соответствие с "Положением о Гражданской обороне СССР" 1961 года. Первым командующим войск ГО стал маршал Советского Союза Чуйков.

Эта новая организация соответствовала возросшим требованиям защиты населения и территорий страны, объектов экономики от оружия массового поражения, она стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

12 февраля 1998 года вышел Федеральный закон за № 28 «О гражданской обороне», который определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. В 1996 году войска ГО из Министерства обороны СССР были переданы в Министерство по делам ГО, ЧС и ЛПСБ РФ.

2. А как шло строительство системы гражданской обороны в нашей республике?

По мере развития государства, усложнения решаемых задач, шло строительство системы гражданской обороны и нашей республики.

Официально местная противопожарная оборона (коротко- МПВО) в Калмыкии была образована в соответствие с «Положением о противовоздушной обороне территории Союза СССР», утвержденным Советом народных комиссаров СССР 4 октября 1932 года.

Штаб местной противопожарной обороны Калмыцкой АССР был образован в апреле 1960 года.

Штаб местной противопожарной обороны был реорганизован в Штаб ГО Калмыцкой АССР 13 июля 1961 года. Первым начальником штаба ГО Калмыкии был подполковник Манжиков Цебек Бадминович, который руководил службой гражданской обороны в республике с 1961 по 1963гг. Манжиков Ц.Б. как организатор данной службы в республике внес большой вклад в её развитие и становление.

Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия переименован в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия с «1» июля 1999 года (Указ Президента Республики Калмыкия от 31 мая 1999г. № 91 «О Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия»).

15 апреля 1999 г. приказом министра МЧС России Комитет по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия был реорганизован в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Приказом МЧС России от 26.10.2004 г. № 487 Министерство по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия в части, финансируемой из федерального бюджета, реорганизовано в Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия с 01.01 2005 года.

В мае 1996 г. Постановлением Народного хурала (Парламента) Республики Калмыкия принят Закон «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера». В соответствии с законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Закона Республики Калмыкия «О защите населения на территории РК от ЧС природного и техногенного характера» и в целях оперативного осуществления экстренных мер по спасению и оказанию помощи людям, оказавшимся в кризисных ситуациях, ликвидации аварий, катастроф и их последствий 26 декабря 1997 г. Постановлением Правительства РК за № 348 создана поисково-спасательная служба.

За прошедшие годы служба укомплектована 80 спасателями, проведена их профессиональная подготовка на базе учебных заведений г. Элисты, Спасателями были приобретены прочные знания и навыки оказания первой медицинской помощи пострадавшим, спасению людей на пожарах и дорожных происшествиях, пользованию средствами индивидуальной защиты, специальным спасательным инструментом, аквалангом и другими средствами малой механизации.

Территориальной аттестационной комиссией 20 спасателей были аттестованы на должность и получили допуски к проведению спасательных работ в условиях химического заражения местности, к работам на высоте и в завалах, ликвидации последствий дорожно-транспортных аварий и других чрезвычайных ситуаций. 5 спасателей аттестованы по специальности водолаз.

Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на территории Республики Калмыкия представлена территориальной подсистемой РСЧС Республики Калмыкия, включающей в себя 12 органов управления, 13 районных звеньев и Элистинское городское звено территориальной подсистемы РСЧС Республики Калмыкия, а также 13 функциональными подсистемами, образованными на территории Республики Калмыкия 9 территориальными органами федеральных органов исполнительной власти РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»).

3. Какую основную задачу решает в настоящее время гражданская оборона?

Основная задача нового этапа развития: решение задач мирного времени. Войсковые части войск ГО и гражданские организации должны быть способны своевременно прийти на помощь людям, терпящим бедствие. Трагические последствия событий последних лет могли быть более тяжелыми если бы не своевременные и эффективные действия подразделений МЧС и структур гражданской обороны России, которым пришлось решать ряд сложных задач гуманитарного характера, в том числе межнациональных конфликтов. Это прежде всего проблемы беженцев, эвакуации населения, оказания гуманитарной помощи.

Стратегическое направление деятельности Гражданской обороны, так как функции системы национальной безопасности, определенны Законом Российской Федерации «О безопасности». Они предусматривают: выявление и прогнозирование угроз, их предупреждение и нейтрализацию, создание и поддержание в готовности сил и средств, осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов, пострадавших в чрезвычайных ситуациях различного характера.

Необходимость этого также подчёркивает и то обстоятельство, что в последние годы в России происходят позитивные изменения в укреплении российской государственности, в экономической и социальной сфере. Большое внимание уделяется вопросам безопасности государства, военной реформы, обеспечению правопорядка в государстве. В целом можно отметить, что идёт поступательное развитие страны с видимым повышением уровня жизни населения. Происходят определённые структурные изменения в системе государственного управления.

В этих условиях Гражданская оборона, как составная часть системы оборонного строительства Российской Федерации, также должна сохранять динамику развития, постоянно совершенствоваться как в организационном плане, так и в стиле своей деятельности.

Гражданская оборона в настоящее время вторгается в сферу социальных и экологических проблем, она направлена на обеспечение надежной защиты людей, как по месту жительства, так и на производстве, на повышение общественной значимости мероприятий ГО, выработке высокой морально-психологической готовности к действиям в экстремальных условиях.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

4. В последнее время вместо термина «гражданская оборона» все чаще, не только в России, но и за рубежом, используется понятие «гражданская защита». В чём отличительная особенность смены названий?

Под термином «гражданская оборона» понимается составная часть системы специальных общегосударственных, региональных, территориальных и объектовых оборонительных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов экономики и инфраструктуры от средств поражения противника, а также проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофических затоплений.

Следует отметить, что в последнее время вместо термина «гражданская оборона» все чаще, не только в России, но и за рубежом, используется понятие «гражданская защита»,котороепоявилось как синоним, объединяющий мирное и военное время и позволяющий заменить ряд сходных по содержанию понятий: «противодействие чрезвычайным ситуациям», «защита населения и территорий», «гражданская оборона».

Таким образом, термин «гражданская защита» характеризует комплекс мероприятий по подготовке к защите и осуществлению защиты населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Проблема защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера является проблемой на многие годы, подтверждением чему служит продолжающийся рост количества ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера, увеличение их масштабов, возрастание потерь и ущерба от них.

Таким образом, мы можем констатировать, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера имеет непосредственное отношение к национальной безопасности страны, является ее полноправной составной частью.

5. Какие проблемы остаются ещё нерешёнными?

Вызывает озабоченность техническое состояние убежищ, 80% ЗС ГО республики эксплуатируются от 10 до 20 лет без капитального ремонта.

В ряде районов республики слабо решаются вопросы обеспечения хранения и поддержания в пригодном состоянии запасов средств индивидуальной защиты.

Актуальным является вопрос обеспечения учреждений Сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) республики средствами индивидуальной защиты, приборами и лабораторным оборудованием, так как на сегодняшний день их обеспеченность составляет только 50% от потребности.

По-прежнему остаются проблемными вопросы финансирования мероприятий по подготовке загородной зоны к приему и размещению эваконаселения из бюджетов всех уровней. В помощь по ее реализации в сентябре 2008 года было принято постановление ссуженного заседания органов исполнительной власти РК №04-06сз «О заблаговременной подготовке загородной зоны к проведению эвакуационных мероприятий в военное время». Органам исполнительной власти всех уровней необходимо провести ревизию состояния загородной зоны и жизнеобеспечения населения каждого населенного пункта каждого района и республики в целом. Положительным моментом явилось введение в строй одного нового противорадиационного укрытия вместимостью на 700 человек.

6. Какие службы в республики целенаправленно занимаются вопросами гражданской защиты?

Надо отметить, что вопросами гражданской защиты в республике целенаправленно занимаются службы, созданные на базе организаций, такие как: ОАО «Калмэнерго», Калмыцкого филиала ОАО «Ростелеком», Министерства здравоохранения и социального развития, Министерство жилищно-коммунального хозяйства республики, и ряда других министерств и ведомств, а также районных муниципальных образований республики.

В связи с произошедшими изменениями в структуре органов исполнительной власти республики, на базе Учебно-методическоого центра Республики Калмыкия, проводится обязательное обучение вновь назначенных руководителей и специалистов служб, особенно тех, кто совмещает обязанности по вопросам ГО и ЧС с другими служебными обязанностями.

7. Подводя итог нашей беседы, какие пожелания Вы хотели донести до наших читателей?

Подводя итоги, хочу поздравить всех ветеранов системы гражданской обороны, действующих сотрудников и служащих с наступающим праздником. Особую признательность хочу выразить руководителям органов исполнительной власти, председателям районных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, представителям администраций за совместную работу. Только совместная динамичная деятельность, основанная на взаимоуважении и взаимопонимании, позволит решить важнейшую государственную задачу по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 

На радиоволнах о гражданской обороне

Источник: www.08.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх