Миф № 1: «Пожарные полчаса ехали на пожар!».
Если говорить о самых распространенных обвинениях, поступающих в адрес пожарных, то одно из них звучит так: пожарные приехали к месту возгорания с опозданием и действовали недостаточно оперативно. При этом не учитываются объективные факторы, мешающие пожарным быстро и эффективно проводить мероприятия по ликвидации пожара. Среди причин, препятствующих быстрой ликвидации пожара и одной из главных является неправильное поведение самих потерпевших. Прежде всего, это попытка граждан самостоятельно справиться с огнем, что приводит к потере драгоценного времени. В случае обнаружения возгорания необходимо действовать следующим образом: сразу же позвонить в пожарную охрану, после чего незамедлительно покинуть помещение всем людям. Дверные и оконные проемы по возможности нужно закрыть, чтобы ограничить доступ воздуха(кислорода) необходимого для поддержания горения.
Кроме того, оперативность действий пожарных и спасателей во многом зависит от времени следования на вызов. Следует учитывать низкий уровень культуры водителей – на загруженных транспортом дорогах многие водители не пропускают вперед машины со специальными сигналами, а это, в конечном счете, может повлиять на сохранность жизни, здоровья и имущества людей.
Миф № 2: «Пожарные приехали без воды».
Для создания сплошной компактной или распыленной струи воды на пожарном автомобиле используются ручные пожарные стволы, которые устанавливаются на конце напорной линии и служат для подачи огнетушащей струи под определенным давлением. Одной из характеристик ручного пожарного ствола является расход воды. То есть, количество воды проходящей через него за единицу времени. В среднем он составляет 3 - 3,6 литров в секунду. Для тушения пожаров в основном используются автоцистерны, емкость которых составляет от 2500 л. (2,5тонн) до 3200 л(3.2тонн) воды.
Теперь путем простых математических действий определим, через какое время закончится вода в цистерне пожарного автомобиля. Для этого разделим количество воды находящейся в заправленном автомобиле на расход воды ручного пожарного ствола.
2550 л. / 3,6 лит.сек. = 708,3 сек. переведем полученный результат в минуты, для этого разделим полученный результат на 60 (количество секунд в минуте):
708,3 сек. / 60 = 11,8 минут., и округлим до 12 мин.
Получается, что 12 минут – это время, через которое цистерна пожарного автомобиля будет полностью пустой. При условии, что пожарный автомобиль будет использовать для целей пожаротушения один пожарный ствол. При использовании от одного автомобиля двух пожарных стволов время работы составит всего 6 минут.
Именно это обстоятельство и создает иллюзию у граждан, что пожарные автомобили приехали на пожар без воды.
Миф № 3: «Из пожарной машины вода вытекает на дорогу, наверное, цистерна «дырявая!».
Многим автомобилистам и прохожим может показаться, что из цистерны пожарного автомобиля при маневрах на дорогах и заправке водой от водопроводной сети на проезжую часть вытекает вода, так как цистерна «дырявая». Это совершенно неправильное мнение!
В цистерне существует контрольная труба уровня воды. Она располагается внутри цистерны и служит, для выпуска воздуха при заправке водой от водопроводной сети, а также от переполнения цистерны водой. При наполнении цистерны вода выливается из контрольной трубы, показывая тем самым, что цистерна полная. Так что когда вы видите, что у пожарного автомобиля при движении, или резком торможении вода выливается на проезжую часть, знайте, что автомобиль едет с полной цистерной воды.
Миф № 4: «Почему вы тушите водой, а не пеной???».
Вода является наиболее дешевым и распространенным средством тушения пожаров. Вода- вещество особенное, обладающее уникальными свойствами, среди которых – самая высокая среди жидкостей теплоемкость. Именно благодаря этому свойству, вода является одним из лучших средств для борьбы с огнем. Соприкасаясь с пламенем, она моментально превращается в пар, отнимая большое количество теплоты у горящего предмета.
Воду применяют для тушения пожаров твердых горючих материалов, создания водяных завес и охлаждения объектов (сооружений, зданий и др.), расположенных вблизи очагов горения.
Водой не тушат ряд веществ, которые при попадании на них могут образовывать взрывоопасные смеси, а также взрываться и увеличивать горение. При тушении водой легких нефтепродуктов и других горючих веществ, с плотностью меньше плотности воды они всплывают и продолжают гореть на ее поверхности. Более того, площадь горящей поверхности при этом увеличивается, что существенно может усложнить условия тушения пожара. А пена наоборот накрывает горящую жидкость сверху, тем самым прекращая доступ кислорода (воздуха) необходимого для горения. Именно поэтому воздушно-механическую пену применяют при тушении легковоспламеняемых и горючих жидкостей. Если же температура горения очень высокая,(например открытым пламенем горит дом или надворная постройка) то воздушно-механическая пена будет испаряться до того как соприкоснется с поверхностью горения, поэтому лучше использовать более теплоемкие огнетушащие вещества, т.е. воду без пенообразователей!
Источник: www.48.mchs.gov.ru