В связи с проведением на территории Пермского края Месячника гражданской обороны и Дней знаний в области гражданской обороны на официальном сайте Главного управления МЧС России по Пермскому краю размещается материал об этапах развития гражданской обороны в России.
Принципиальное значение для формирования нового облика гражданской обороны имеют Федеральные законы от 22 августа 2004 года № 122 и от 1 июня 2007 года № 103, которые внесли существенные изменения в Федеральный закон от 12.02. 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Уточнено само понятие «гражданская оборона». Современная гражданская оборона является не только системой мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий от опасностей военного времени, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера. Как следствие, соответственно расширено содержание и смысловое наполнение основных задач гражданской обороны.
Уточнена структура плана гражданской обороны: теперь план включает не только мероприятия, выполняемые для защиты населения и территорий от возникающих для них опасностей в военное время, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время. Новое наименование плана «План гражданской обороны и защиты населения».
Произошло более четкое распределение полномочий в области гражданской обороны между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Уточнен порядок финансирования мероприятий, выполняемых ими по подготовке и ведению гражданской обороны.
Определено, что государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны, т.е. МЧС России. За ним законодательно закреплены специальные, разрешительные и контрольные функции в области гражданской обороны.
Законодательно также определен статус территориального органа МЧС России.
В свете изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон «О гражданской обороне», принята и одобрена Правительством Российской Федерации новая форма взаимоотношений между МЧС России и субъектами Российской Федерации в области гражданской обороны. В связи с созданием главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, по соглашениям между МЧС России администрациями субъектов Российской Федерации, установлено, что Главное управление МЧС России принимает непосредственное участие в планировании, организации и проведении мероприятий гражданской обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской федерации. При этом руководители органов исполнительной власти всех уровней и организаций, выполняя возложенные на них обязанности в области гражданской обороны, должны уделять внимание: обеспечению готовности системы гражданской обороны; подготовке соответствующих сил и средств; организации обучения населения правильным действиям по сигналам гражданской обороны; поддержанию в готовности, модернизации и дальнейшему наращиванию средств защиты; планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны; созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в случае военной угрозы; проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в мирное время.
В связи с сохранением рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов и террористических проявлений для эффективного противостояния всему спектру опасностей необходимо создание оптимальной по структуре и возможностям системы гражданской обороны, а также внедрение новых подходов к формированию сил гражданской обороны и перспективных методов и форм выполнения защитных мероприятий.
В соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 28 июня 2005 г. осуществляется комплекс мероприятий по формированию (созданию) спасательных сил для решения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий Российской Федерации, совершенствование определение порядка мобилизационного развертывания в интересах создания на военное время специальных и других формирований для выполнения задач гражданской обороны.
В октябре 2005 года на заседании военного совета войск гражданской обороны одобрены «Основные направления развития гражданской обороны на период до 2015 года». Согласно данному документу основными направлениями совершенствования гражданской обороны являются:
1. Формирование законодательного и нормативного правового поля обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
2. Создание высокоэффективной системы управления гражданской обороны;
3. Реализация новых подходов к формированию сил гражданской обороны;
4. Внедрение новых форм и методов выполнения мероприятий защиты;
5. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности и совершенствование обучения населения в области гражданской обороны;
6. Повышение устойчивости функционирования объектов социальной инфраструктуры в кризисных ситуациях;
7. Научное обеспечение формирования нового облика гражданской обороны;
8. Развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
Правительством Российской Федерации впервые за существование гражданской обороны нашего государства постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, которое определило основные принципы и подходы по реализации мероприятий при подготовке к ведению и ведению гражданской обороны.
В целях реализации этого постановления:
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативно закреплены в соответствующих положениях порядки подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также определены основные мероприятия по гражданской обороне;
26 ноября 2008 г. зарегистрирован в Минюсте России приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (регистрационный № 12740).