В связи с проведением на территории Калужской области Месячника гражданской обороны и Дней знаний в области гражданской обороны на официальном сайте Главного управления МЧС России по Калужской области продолжается публикация материалов об этапах развития гражданской обороны в России.
Разработка и внедрение новых подходов
к организации и ведению гражданской обороны
(2011–2012 гг.)
Президентом Российской Федерации от 3 сентября 2011 г. № Пр-2613 утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года», определившие основные направления развития и совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации.
МЧС России подготовлены предложения по внедрению новых подходов к организации и ведению гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий и взглядов на ведение войн и вооруженных конфликтов. В данной работе приняли участие ведущие учёные научно-исследовательских организаций федеральных органов исполнительной власти и представители Российской академии наук.
Необходимость внедрения новых подходов обусловлена тем, что в последние годы изменились подходы к ведению современных войн и вооруженных конфликтов.
В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля
2010 г. № 146, военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.
Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.
Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). При этом в случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт. Исходя из изложенного, вероятность возникновения ядерного конфликта представляется невысокой.
В качестве технологических особенностей войн будущего эксперты указывают на возрастание роли информационного противоборства, повышение точности и избирательности оружия.
С учетом положений Военной доктрины Российской Федерации должна измениться и система гражданской обороны.
Рассматривая отдаленные риски военного характера, необходимо отметить, что объектами воздействия перспективных видов оружия на новых физических принципах в основном будут являться пункты управления, личный состав и техника вооруженных сил, критически важные объекты и объекты жизнеобеспечения населения.
При этом наиболее опасными для населения в современных войнах будут вторичные факторы поражения при разрушении потенциально опасных объектов (пожары, химическое заражение, радиоактивное загрязнение, катастрофическое затопление, нарушение работы систем жизнеобеспечения населения и др.).
Данные положения легли в основу выводов из оценки возможной обстановки новой редакции планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
Пересмотр возможных сценариев ведения современных войн и вооруженных конфликтов определил необходимость пересмотра подходов к защите населения и совершенствования законодательства Российской Федерации.
В рамках данной работы определены основные направления внедрения новых подходов к организации и ведению ГО, такие как:
совершенствование сил ГО;
совершенствование системы управления ГО;
повышение эффективности использования и готовности фонда защитных сооружений ГО;
оптимизация объёмов мероприятий по ГО;
создание единой системы требований (правил) в области ГО;
создание единых на территории Таможенного союза требований к продукции в области ГО и защиты населения.
В целях реализации данных направлений осуществляется работа по внесению изменен в нормативные правовые и нормативно-технические акты Российской Федерации в области гражданской обороны.
Продолжение следует...