Консервация маломерных судов в преддверии зимы, а также безопасное поведение на льду.
Здравствуйте Александр Юрьевич, в некоторых муниципальных образованиях Ямала уже выпал снег, и навигация вот вот закроется, что Вы посоветуете владельцам маломерных судов?
- Здравствуйте, в первую очередь хотелось бы сразу сказать что, что необходимо подготовить маломерные суда для зимнего отстоя. На флоте говорят разоружить судно. Если возможно то маломерное судно необходимо вытащить на берег для его хранения. Хорошо если возможно поставить судно на лодочную станцию, если таковой нет, то в специально отведенное место. Необходимо подготовить двигатель к зимовке. Провести зачистку(удаление воды грязи) корпуса судна внутри, под сланями.
А если у владельца лодки нет помещения как же ему быть тогда?
- При отсутствии помещения разрешается хранение маломерных судов на открытом воздухе под навесом или накрытыми брезентом.
Александр Юрьевич, может ли владелец маломерного судна хранить лодку на берегу в зимней период с оставленным в баке бензином?
- Нет, так делать нельзя. Хранение на берегу маломерных судов, заправленных горюче-смазочными материалами и водой, запрещается. Так же добавлю, что подвесные лодочные моторы, оборудование, предметы снабжения с маломерного судна снимаются и консервируются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Если владелец судна будет проделывать эти несложные процедуры, то значительно увеличит сохранность и срок службы своего водного транспорта. И ещё хочу напомнить, что после закрытия навигации выход маломерных судов на водные объекты запрещен. Судоводители должны понимать, что вода в реке остывает медленнее. Температура воздуха понижается иногда до минус 15 – 20 градусов, температура воды может быть плюс 5- 7 градусов. Соленая вода вообще застывает только при очень низких температурах. При движении маломерного судна вода попадает на корпус (палубу) и начинает на нем нарастать виде льда. Нарастание льда происходит очень быстро. Судно начинает нести дополнительный груз, который с каждой минутой движения растет, но грузоподъемность судна определена его техническими характеристиками. Особенно плохо если лед нарастает на палубе, мачтах, надстройках. Есть такие понятия как, центр тяжести судна и метацентрическая высота. Как правило центр тяжести судна находится ниже ватерлинии, метацентрическая высота выше надстроек. Такое судно считается остойчивым, так как при воздействии на судно определенных сил (обычно ветер, волна) оно возвращается в первоначальное состояние, при прекращении этого воздействия. При обрастании палубы судна его надстроек льдом центр тяжести судна начинает перемешаться вверх, а метацентрическая высота опускаться. В определенной точке они встречаются. Это можно понять, так как судно очень медленно начинает возвращаться в свое первоначальное положение. Наступает момент когда судно, при воздействии на него ветра или волны, остается с креном на борт (безразличное равновесие). Следующий этап - его опрокидывание. Обледенение судна приводит к потере остойчивости и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно, что может привести к гибели как самого судоводителя, так и пассажиров. Я рассказываю об этом подробно, так как многие судоводители пренебрегают или не знают, к чему может привести обледенение судна.
Уважаемые владельцы маломерных судов, настоятельно рекомендую Вам, выполнять требования Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Соблюдать Правила плавания по ВВП РФ.
Александр Юрьевич, скоро реки Ямала покроются льдом и любители зимней рыбалки выйдут на лёд, какие профилактические мероприятия сотрудники ГИМС будут проводить для избежание несчастных случаев?
- Хочу сказать, что профилактическая работа среди населения не прекращается и сейчас, а в преддверии зимы она еще больше усиливается, в период закрытия навигации мы планируем проводить лекции, беседы среди населения на тему «Передвижения по тонкому льду», также сотрудники будут выступать по телевизору и радио, но самое главное это профилактика среди детей, сотрудники ГИМС уже начали посещать детские сады и школы округа, чтобы объяснить детям чем же опасен тонкий лёд. Профилактическая работа проводиться и среди населения которые имеют снегоходы (бураны, квадроциклы, трекола). Многие из них, как только реки начинают покрываться льдом, стараются выехать на подледную рыбалку, пренебрегая при этом определенными правилами. Некоторые употребляют алкоголь, что зачастую приводит к их гибели.
Александр Юрьевич, напомните пожалуйста основные правила поведения на льду.
- Прежде чем ступить на лед, внимательно посмотрите перед собой. Опасные места на льду, как правило, темнее остальных. Непрочен мутный лед, ноздреватый, мало прозрачный и беловатый. Одним из самых опасных мест считается спуск на лед - в полосе его "примыкания" к суше часто бывают трещины. Особая осторожность нужна после снегопадов, когда под слоем снега не видны трещины, полыньи, проруби. Безопаснее всего переходить по прозрачному льду, имеющему зеленоватый или синеватый оттенок, придерживаться проторенных дорожек и троп. Переправляться лучше группой, соблюдая дистанцию друг от друга 5-6 метров. Прочность льда проверяют пешней или толстой палкой, ударяя ею (2-3 раза в одно и то же место) как можно дальше впереди себя. Не следует испытывать прочность льда ударами ногой, так можно и провалиться! Лыжникам перед выходом на лед рекомендуется снять петли палок с кистей рук и лямку рюкзака с одного плеча, а также расстегнуть крепление лыж. Эти приготовления обеспечат свободу движений в случае неожиданного провала под лед. Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади и собираться большими группами. Попав случайно на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда. В случае крайней необходимости перехода опасного места на льду завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, если сзади движется товарищ. Переходите это место с большим шестом в руках, держа его поперек тела. Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них очень легко въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью. Будьте особенно осторожны при переходе реки по льду ниже плотин. Там условия перехода меняются быстро, и иногда уже через 2-3 часа нельзя вернуться обратно по своему следу. В оттепель после первых морозов лед становится тонким. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом.
Александр Юрьевич, спасибо Вам за увлекательную беседу, всего Вам самого наилучшего!
- До свидания
Источник: www.89.mchs.gov.ru