В Ямало-Ненецком автономном округе действуют семь организаций, осуществляющих независимую оценку пожарного риска, из них три – в Новом Уренгое (ООО «Независимая экспертиза», ООО «Заполярпромгражданстрой», ООО НТЦ «ГОСРегион-Стандарт»), две – в Тарко-Сале (ООО «МИНЭПС», ООО «БАСТИОН»), одна – в Ноябрьске (ООО «Арсенал Аудит») и одна организация – в окружной столице, городе Салехарде (ООО «Ямалкомплектпоставка»).
Всего с 2009 года (начало проведения независимой оценки рисков) на территории автономного округа было проведено 1200 независимых оценок пожарного риска на объектах защиты с выдачей соответствующих заключений (18% от общего числа по России). Из них 272 заключения выданы на производственные объекты, 281 – на образовательные учреждения, 94 – на учреждения здравоохранения, 87 – на объекты торговли.
При этом на аккредитованные организации, зарегистрированные на территории ЯНАО и осуществляющие деятельность по проведению независимой оценки пожарных рисков, приходится 50,6 % от общего числа проведенных оценок. Остальные 49,4 % заключений выданы иными аккредитованными организациями, зарегистрированными в других субъектах Российской Федерации.
Наибольшее количество оценок пожарного риска в период с 2009 года проведено ООО «Бастион» (данной организацией выдано 337 заключений), ООО «Независимая экспертиза» (выдано 105 заключений) и ООО «Арсенал Аудит» (выдано 139 заключений). На сегодняшний день в адрес Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ЯНАО не поступили заключения от организаций ООО «Заполярпромгражданстрой» и ООО НТЦ «ГОСРегион-Стандарт».
Вместе с тем при проведении внеплановых проверок объектов защиты, на которых была проведена независимая оценка пожарного риска, инспекторами государственного пожарного надзора были выявлены нарушения.
В частности, при проведении расчетов по определению величины пожарного риска подменялись исходные данные, используемые в расчете (занижалось количество людей на объекте, принимались фактически отсутствующие на объекте системы противопожарной защиты, занижалась расчетная площадь очага пожара и так далее), а также использовались ненадлежащие нормативные документы, в соответствии с которыми проводился расчет пожарного риска.
По данным фактам были подготовлены и направлены в Госэкспертизу проектов МЧС России (аккредитующий орган) акты несоответствия расчетов для принятия решения, однако ни одного ответа по материалам пока не поступило.
При этом в соответствии с приказом №660 МЧС России1 проверки осуществления деятельности аккредитованной организации могут проводиться только на следующих основаниях:
– получение от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях в осуществляемой области деятельности аккредитованной организации;
– обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) аккредитованной организации, связанные с невыполнением ими порядка аккредитации, а также получение информации, подтверждаемой документами и доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
С 2009 года в органы федерального государственного пожарного надзора ЯНАО информация данного характера не поступала, в связи с чем основания для проверки деятельности аккредитованных организаций отсутствуют.
В соответствии с приказом №375 МЧС России2 органам государственного пожарного надзора запрещено оценивать полноту и достоверность заключения независимой оценки пожарного риска, поступившее в орган ФГПН для регистрации. При этом в случае, если заключение подтверждает соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, объект не включается в план проверок на следующие три года. Ответственность за правильность подготовленного заключения и проведенных расчетов возложена на аккредитованную организацию.
В соответствии с указанием департамента надзорной деятельности МЧС России от 09 августа 2013 года №19-3-1-3329 непринятие органами ФГПН к сведению заключений независимой оценки пожарных рисков, поступивших на стадии планирования проверок, является прямым нарушением требований административного регламента.
В случае, если основание для проведения внеплановой проверки на объекте защиты, где была проведена независимая оценка пожарного риска, все же имеется (имеется заявление от граждан о наличии на объекте нарушений, создающих угрозу жизни и здоровья людей; на объекте произошел пожар, повлекший гибель или травмирование людей; проверка проводится по поручению Президента или Правительства РФ; по объекту имеется действующее предписание) в соответствии с указанием департамента надзорной деятельности МЧС России от 17 апреля 2013 года №19-3-1-1548 при проверке инспектором госпожнадзора изучается выданное на данный объект заключение независимой оценки пожарного риска.
При изучении заключения рассматривается его соответствие фактическому состоянию объекта, выполнение компенсирующих мероприятий, указанных в заключении, правильность применения исходных данных в расчетах (при их наличии). При несоответствии заключения независимой оценки пожарного риска фактической обстановке на объекте, невыполнении дополнительно предложенных мероприятий в заключении выявленные нарушения указываются в акте проверки с целью доведения до собственника объекта реального положения дел по пожарному состоянию объекта.
Главного управления МЧС России по ЯНАО
2 Приказ МЧС России от 28 июня 2012 года №375 «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».