Что может быть печальнее для владельца автомобиля, чем вид любимого транспорта, выгоревшего до основания? Как не допустить пожара в автомобиле и что делать, если пожар все же начался? Не все автолюбители это знают.
Основные причины пожаров на автотранспорте - неисправность электропроводки и электрооборудования, неисправность узлов механизмов транспортных средств, а также неосторожность при курении.
По статистике, чаще всего пожар начинается в отсеке двигателя, реже - в салоне автомобиля, в редких случаях - в элементах ходовой части автомобиля от трения, к примеру, когда во время движения заклинивает какой-либо подшипник или колесо.
Неожиданно загореться может как старая отечественная легковушка, так и новая иномарка.
Главный государственный инспектор по пожарному надзору в Камчатском крае Сергей Рубилов настоятельно советует автомобилистам почаще заглядывать под капот. Причиной возгорания может стать утечка топлива и прочих жидкостей. Известны случаи, когда машины загорались от капающего масла или даже тосола. Утечки возникают в местах соединений, горючая смесь попадает на разогретые детали двигателя, пары бензина вспыхивают от малейшей искры.
В морозы некоторые автомобилисты, особенно водители грузовиков, укутывают мотор кошмой, чтобы он не так быстро остывал во время остановки. В итоге тратится меньше топлива на прогрев двигателя. Но по правилам пожарной безопасности так делать нельзя. Такое одеяло, будь оно даже из негорючего материала, может сыграть с водителем злую шутку. Ткань соприкасается с мотором, нагревается и рано или поздно начнет дымить. Кроме того, велика вероятность, что кошма со временем может напитаться парами бензина, и тогда она уж точно вспыхнет вместе с автомобилем.
Настоятельно не рекомендуется заводить двигатель с помощью паяльной лампы: пары бензина при этом могут очень легко воспламениться.
Непотушенная сигарета также часто становится источником возгорания - в лучшем случае, останется только дырка в чехле на сиденье, в худшем — выгорит весь салон.
Кроме того, не стоит забывать и о «традиционных» причинах возгорания в автомобиле. Пожары часто происходят из-за неисправной электропроводки. Нередко автомобили начинают гореть из-за неправильной установки магнитолы или сигнализации. Электропроводка во многих старых иномарках обычно находится не в лучшем состоянии - контакты расшатаны, изоляция утратила свои защитные свойства. В новых иномарках возгорания часто случаются из-за переизбытка «навороченной» электроники.
Если возгорание электропроводки обнаружено вовремя, то его легко потушить с помощью обыкновенного огнетушителя. Огнетушитель должен быть в каждом автомобиле и находиться в доступном месте. Где у вас в машине «доступное место», определять вам самим. У кого-то оно в багажнике, а у кого-то багажник постоянно забит всяким хламом. Тогда огнетушитель можно расположить в салоне. При этом желательно его закрепить, чтобы при движении он не катался по всему автомобилю.
Огнетушитель в автомобиль необходим порошковый или углекислотный, ёмкостью не менее 2-х литров. Нельзя, положив огнетушитель в багажник, забывать про него на долгие годы - он нуждается в периодических проверках и подзарядках. Углекислотные огнетушители раз в год взвешивают для проверки массы заряда, при необходимости подзаряжают. Порошковые огнетушители проверяют раз в пять лет.
Непонятное, на первый взгляд, поведение машины: отказ приборов, перебои в работе мотора, быстрое падение уровня топлива, сопровождающееся появлением его запаха в салоне – это самые явные признаки, по которым можно определить приближающуюся опасность. – Важно обращать внимание на посторонние запахи, появившиеся в автомобиле типа дыма, бензина, тлеющей изоляции или пластмассы.
Специалисты советуют: заметив эти признаки и тем более возгорание, нужно немедленно прекратить движение, выключить зажигание, помочь пассажирам покинуть салон и осмотреть машину.
Если же пожар под капотом всё же начался, не паникуйте. Сообщите о произошедшем пожаре в службу спасения по телефону «01» или «112» .
До прибытия пожарных постарайтесь потушить пожар подручными средствами: сбить пламя с помощью огнетушителя, плотной ткани, земли, песка или снега. Если в первые минуты не начать реагировать, то автомобиль может выгореть за 7-10 минут.
Не открывайте капот, пока у вас под рукой нет огнетушащего средства. Преждевременно открытый капот только усугубит ситуацию, ведь от доступа кислорода огонь значительно быстрее разгорается.
Вода, снег и земля, а также одеяло или кусок брезента, которые иногда возят в машине на случай дорожного ремонта, при пожаре малоэффективны. Тушить горящее масло или бензин водой бесполезно. Большой тряпкой плотно закутать агрегат сложной формы (например, двигатель), чтобы пламя погасло от недостатка воздуха, практически невозможно. Кроме того огонь может быстро прожечь ткань. А брезентом удается лишь поубавить языки пламени. Землей или песком с обочины забросать горящую машину нереально, ведь лопаты автолюбители с собой, как правило, не возят, а носить землю в ладонях – только время зря терять. Поэтому при возгорании железного коня специалисты рекомендуют не метаться вокруг него в поисках подручных средств, а применять огнетушитель. Если, разумеется, он есть и находится в рабочем состоянии.
Заряд огнетушителя нельзя расходовать весь сразу. Лучше экономить его, работая прерывисто. Не стоит успокаиваться после того, как сбито открытое пламя. Тление может продолжаться в скрытых местах и снова привести к возгоранию. Если же огонь подбирается к бензобаку, борьбу с пламенем лучше прекратить, отойти подальше и дождаться прибытия пожарных.
Если автомобиль горит на стоянке или в гараже и есть угроза распространения пожара, постарайтесь откатить дальше либо стоящие рядом автомобили, либо загоревшееся авто.
Не лишним будет напомнить, что опасно приступать к тушению пожара, если вы находитесь в одежде, пропитанной парами топлива либо испачканной в мазуте, а также, если руки смочены бензином, ни в коем случае не садитесь в горящий автомобиль и не пытайтесь его завести!
В том случае, если возгорание в машине было незначительным и его удалось остановить своими силами, специалисты все же не рекомендуют включать двигатель и ехать на пострадавшем авто, пока не будут выявлены причины возгорания и устранены последствия. Продолжать движение опасно – в огне часто обгорают тормозные шланги, изоляция электрических проводов или топливные фильтры. При попытке включить мотор не исключено повторное возгорание. Поэтому лучше «на буксире» или эвакуаторе добраться до гаража, где тщательно осмотреть автомобиль.
(Фото из архива пресс-службы ГУ МЧС России по Камчатскому краю)