Организационное строительство системы Гражданской обороны в Республике Коми началось в 1962 году с Постановления бюро Обкома КПСС и Совета Министров Коми АССР "О мероприятиях по гражданской обороне Коми АССР". Гражданская оборона республики опиралась на существующую структуру местных советских органов власти, предприятий и учреждений.
Первым начальником гражданской обороны республики стал председатель Совета Министров Коми АССР Панев З. В., а первым начальником штаба ГО Коми АССР – инженер–полковник Умрихин Н.М.
Особо стоял вопрос улучшения подготовки кадров гражданской обороны. В феврале 1965 года существующие школы гражданской обороны, входящие организационно в ДОСААФ, в Коми АССР, как и по всей стране, реорганизуются в курсы гражданской обороны и передаются в подчинение соответствующим органам ГО. По значимости гражданская оборона выводилась на уровень вооружённой защиты.
* В марте 1976 издано Положение о Гражданской обороне Союза ССР, которое потребовало от руководства ГО Коми АССР новых подходов к решению задач гражданской защиты от опасностей военного характера.
Основные промышленные узлы в республике складывались вокруг Сыктывкара, Воркуты, Ухты, Инты и Печоры. Всего было образовано 14 служб гражданской обороны, а в городах и районах – 8 и 12 соответственно. Основу сил гражданской обороны республики в условиях отсутствия на территории Коми АССР воинских частей и подразделений ГО составили невоенизированные формирования ГО. Предназначались и готовились они в основном для использования в военное время. Но с введением Положения о Гражданской обороне СССР 1976 года часть невоенизированных формирований могла привлекаться в мирное время для проведения спасательных работ и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Планы гражданской обороны Коми АССР должны были согласовываться с мероприятиями Уральского военного округа. Было организовано взаимодействие с командованием УрВО, военкоматами в вопросах оповещения районов об угрозе нападения и применения противником оружия массового поражения, выполнения ряда других задач. Особо остро стоял вопрос накопления защитных сооружений для укрытия населения в случае применения противником оружия массового поражения. Решались вопросы создания, учёта и хранения мобилизационного резерва для нужд ГО республики.
* По отчётным данным штаба ГО Коми АССР в 1986 году было введено в строй 21 убежище на 3 тысячи 650 человек и 14 противорадиационных укрытий на 5 тысяч 130 человек; в защитных сооружениях всех типов могло укрыться 69% населения республики.
В Сыктывкаре в апреле 1987 года были проведены учебные сборы с начальниками ГО всех областей и автономных республик в границах Уральского военного округа. После таких событий, как авария на Чернобыльской АЭС (1986 год) и Спитакское землетрясение в Армении (1988 год) стало очевидно, что гражданская оборона страны не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Возникла объективная необходимость перевести задачи по предупреждению и ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий из ранга второстепенных в ранг приоритетных.
В начале 1988 года в Коми АССР в городах и районах республики, как и по всей стране, создаются постоянные чрезвычайные комиссии (ПЧК). Штабы ГО начали отрабатывать два оперативных плана гражданской обороны. Штабы гражданской обороны республики, категорированных городов пополнились офицерским составом, офицерами запаса, специалистами из гражданских лиц. Новый этап в развитии системы гражданской обороны в России связан с распадом СССР и, в силу объективных обстоятельств, ликвидацией системы Гражданской обороны.
Годом образования и становления федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, специально уполномоченного решать вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера стал 1991 год. На базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С. К. Шойгу.
1992 год явился годом создания Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), её сил и средств, началом их становления. В начале 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Что касается Республики Коми, то до 1997 года в ней не существовало специального органа, уполномоченного решать задачи в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эту функцию, наряду с решением задач военного времени, выполняли штабы ГО.
Серьёзные испытания выпали на долю руководства ГО, министерств и ведомств республики, исполнительных органов власти на местах в связи с ликвидацией последствий крупнейшей аварии на нефтепроводе в Усинском районе. Авария произошла осенью 1994 года. Объём разлившейся нефти по официальным данным составил 14 033 тонны, а площадь разлива – 64 га. В Республике Коми, пожалуй, впервые в России, был накоплен определённый опыт по ликвидации последствий крупных аварий на магистральных нефтепроводах.
В мае 1996 года в соответствии с Указом Президента РФ "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ (ноябрь 1996 года) "О реорганизации штабов по ГО и ЧС" Указом Главы Республики Коми в октябре 1997 года создан Республиканский Комитет по делам ГО и ЧС и утверждено Положение о Комитете.
С января 2004 года в Республике Коми образовано и функционирует Главное управление МЧС России по Республике Коми, на которое возложено решение важнейших задач в области ГО и ЧС. Реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - важнейшая задача органов гражданской защиты Республики Коми на современном этапе.