Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
08.11.2014 22:22 Количество просмотров материала 3612 Время на чтение ~4.5 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Интернет может вызвать зависимость!

Хотя компьютеры сравнительно недавно вошли в нашу жизнь, сегодня без них уже трудно представить современный мир. Многие родители искренне радуются, когда их ребенок быстро начинает осваивать это чудо техники. Компьютер раскрывает перед подростком новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, выполняя широкий диапазон задач: проигрывание музыки и радио, фильмов и телевизионных каналов, отображение текстов, графических объектов и анимации, выполнение функций телефона и калькулятора, исследование содержимого глобальных сетей, электронные игры и многое другое. Но наряду с этими, вроде бы с положительными моментами, при взаимодействии подростка с компьютером, он в результате постепенно «отключает» ребенка от настоящего мира, «переключая» его на себя.

Интернет-зави­симость – это такой вид поведения, при котором процесс пребывания в Интернете затягивает на­столько, что человек оказывается не в состоя­нии полноценно функционировать в реальном мире, предпочитая жить виртуально. Он не нуж­дается в контактах с окружающим миром либо эти контакты очень сужены, сведены к мини­муму. Стоит отметить, что тема компьютерной зависимости очень сложна, и пока специалисты не пришли к единому мнению о том, почему и как она формируется и формируется ли вообще. Пока имеет смысл рассматривать ее как одну из разновидностей зависимого поведения, такого как зависимость от азартных игр, курения или алкоголя. За этими явлениями чаще всего стоят причины глубокого психологического порядка и связаны они могут быть, в том числе, с отношениями в семье.

В большей степени зависимыми от компьютера становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечением. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния. Жизнь в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире. Дети, имеющие комплексы, начинают ощущать себя более раскованно, что придает им уверенности. Но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве, однако не решает их проблем при общении в реальности. С другой стороны, интернет-зависимость может возникнуть и из-за эмоциональных и психологических перегрузок: даже общение с друзьями требует определенных энергетических затрат, которых у перегруженных учебой детей просто нет.

Относительно вопроса о том, для чего и почему подростки используют Интернет, то исследования показали, что для ребят наиболее привлекательны мотивы общения и игры.

Родители часто воспринимают чрезмерное увлечение компьютером как проходящее баловство. И проблема действительно не в том, что ребенок играет в какую-то игру или «болтает» в чате, а в том, что он играет на расстоянии от других людей, не видя их и не обмениваясь эмоциями. Такое постоянное нахождение перед компьютером приводит к задержке эмоционального и социального развития человека. Соответственно не формируются такие тонкие понятия, как нежность, любовь, привязанность. Ведь даже IQ человека определяет лишь часть его интеллекта. Эмоциональный интеллект, то есть способность понимать себя и других не менее важен, чем просто умение мыслить.

Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками. Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса.

Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями. Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.

Если вы обнаружили возможные симптомы Интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

-         постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее;

-         не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования;

-         ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок;

-         попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений;

-         предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время;

-         дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.

В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.

Помните: если вовремя обратиться за помощью, то все можно исправить! Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым, которую детям рано или поздно придется познать. Несмотря на определенные опасности, которые представляет чрезмерное использование компьютера детьми и подростками, трудно представить себе современного развитого ребенка без компьютера, компьютерных игр, без стремления попасть в мир «всемирной паутины». Соблюдая правило «во всем хороша мера» и имея доверительные отношения со своими детьми, можно не беспокоиться о том, что «сеть» затянет ребенка на самое дно.

Интернет может вызвать зависимость!

Источник: www.60.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх