С 1 февраля 2014 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).
Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей).
Вот основной перечень требований, на который будут обращать внимание надзирающие органы за обеспечением порядка и безопасности нахождения людей на водных объектах:
- самоходные маломерные суда с подвесными лодочными моторами мощностью 22,1 кВт и более должны быть оборудованы рулевым дистанционным управлением в соответствии с требованиями проектанта (строителя);
- на всех маломерных судах должны предусматриваться швартовые устройства, обеспечивающие их надежное закрепление у причальных сооружений или бортов других судов и возможность надежного крепления буксирного каната (троса);
- все маломерные суда должны иметь устройства, обеспечивающие безопасную буксировку этих судов другим судном при ветре и волнении в разрешенном для этого судна районе плавания;
- все маломерные суда, используемые в морских районах 0 - IV категорий сложности районов плавания, должны иметь средства связи, обеспечивающие передачу и прием информации по безопасности на море, включая прогнозы погоды, волнения моря и ледовой обстановки, навигационные рекомендации по безопасному плаванию маломерного судна, штормовые предупреждения и оповещения;
- на всех маломерных судах, спроектированных на эксплуатацию на внутренних судоходных путях в условиях ограниченной видимости (менее 1000 метров) и в ночное время независимо от района их эксплуатации, должна быть установлена радиолокационная станция;
- все маломерные суда должны иметь спасательные и сигнальные средства в зависимости от категории маломерного судна:
Наименование спасательных и сигнальных средств
|
Категория сложности районов плавания
|
|
IV
|
III
|
|
Спасательный круг
|
при общем количестве людей до 8 человек – 2 шт.,
при общем количестве людей до 12 человек – 3 шт.
|
|
Плавучие якоря спасательных кругов
|
1 штука на спасательном круге
|
|
Лини спасательных кругов
|
длиной не менее 20 метров – 1-2 шт.
|
|
Спасательные жилеты
|
по одному жилету на каждого человека на маломерном судне
|
|
Парашютные ракеты (белые)
Парашютные ракеты (красные)
|
0
3
|
4
6
|
Фальшфейеры (белые)
фальшфейеры (красные)
|
4
4
|
4
4
|
Дымовые сигналы плавучие (шашки)
|
0
|
2
|
Действие настоящего технического регламента Таможенного союза не распространяется на:
а) спасательные и дежурные шлюпки для морских и речных судов;
б) суда спортивные, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные (тренировочные) лодки, объявленные таковыми изготовителем;
в) доски для серфинга под парусом, надувные баллоны и иные водные аттракционы;
г) устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем;
д) экспериментальные маломерные суда;
е) суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;
ж) прогулочные подводные лодки;
з) маломерные суда массой до 100 кг включительно;
Возникает резонно вопрос, а какая комплектация должна быть на маломерном судне не попадающее под действие технического регламента Таможенного союза?
Данные требования устанавливаются прежде всего в целях защиты жизни и здоровья человека, предупреждения действий приводящих к авариям и происшествиям с маломерными судами, а также учитывая требования нормативных актов и документов, в соответствии с
- Международными правилами предупреждения столкновений судов в море, 1972 (МППСС-72);
- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № 129
«Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (ППВВП-2002).
- письмом Управления ГИМС России от 27.01.2011 №29/2-3-62
«Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности»,
Комплектация для маломерных судов подлежащих регистрации в органах ГИМС следующая:
Сигналы бедствия
- красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета для районов с морским режимом плавания;
- ракеты красного цвета для плавания по внутренним водным путям;
Индивидуальные спасательные средства
- индивидуальные средства безопасности по числу находящихся людей на борту (спасжилет);
- конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 20 метров или спасательный круг;
- гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло);
- один черпак с ведром или ручной насос;
Рекомендуемое дополнительное оборудование
- звукосигнальное устройство;
- аптечка для оказания первой медицинской помощи;
- ремонтный комплект;
- одно сигнальное полотно (флаг - отмашка);
- один электрический фонарь белого света;
- средства связи укв р/станция;
Комплектация для маломерных судов не подлежащих регистрации в органах ГИМС:
Сигналы бедствия
- красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета для районов с морским режимом плавания;
- ракеты красного цвета для плавания по внутренним водным путям;
Индивидуальные спасательные средства
- индивидуальные средства безопасности по числу находящихся людей на борту (спасжилет);
Рекомендуемое дополнительное оборудование
- звукосигнальное устройство;
- аптечка для оказания первой медицинской помощи;
- один черпак с ведром.
Старший госинспектор по маломерным судам(руководитель) группы технического надзора Олег Селецкий