Знаете ли вы, что начиная с 20-х годов восемнадцатого века, духовые оркестры при пожарных подразделениях были необходимым, хорошо зарекомендовавшим себя атрибутом тогдашней общественной жизни российских городов. В том числе и Брянска.
Создавая вольно-пожарное общество его отцы-прародители, конечно, прежде всего, желали бы видеть в своем детище действенный орган «для тушения пожаров и вообще противодействия пожарным бедствиям».
Вместе с тем, исходя из вышеуказанных целей и задач, а также для извлечения необходимых средств, каждому Обществу предоставлялось право
«содержать хор музыки и устраивать гулянья, балы концерты, спектакли и. т. п., с надлежащего каждый раз разрешения». Причем, казну Общества пополняли как плата за очистку труб так и поступления от публичных увеселений, игры оркестра.
Например, развивая уставные направления своей деятельности Совет Брянского вольно-пожарного общества на заседании, состоявшемся 11июня 1894 года, постановил: «открыть сад для гуляний членов Общества бесплатно и с платою для посторонних от 10 до 20 копеек, для чего пригласить на весь летний сезон военную музыку».
Но, видимо, в этом проекте что- то не срослось, потому как через три с половиной месяца Совет Общества постановил организовать свой оркестр любителей и поручил организацию этого дела члену Общества В. Л. Орановскому.
Как отмечается в том же архивном документе, быстро организованный оркестр, за короткое время настолько хорошо подготовился, что до 23 марта 1895 года дал два концерта, при любезном участии в обоих С. М. Сарандинаки. Причем, во втором концерте, кроме того, приняли участие Н. Н. Говорова, Л.В. и К.В. Сафоновы (Члены семей Почетных членов Общества - Авт.)
Благодаря такому творческому содружеству концерты прошли особенно удачно, а успех оркестра превзошел все ожидания. Совет выразил глубочайшую благодарность организатору оркестра В. Л. Орановскому и принял решение, как знак такой благодарности, «поднести ему фотографическую группу дружины, в пользу которой Владимир Леонардович положил массу труда и забот. Фундамент сделан, - заключает автор документа, и теперь дело за тем, кто возьмет на себя продолжить труд В. Л. Орановского, уезжающего из Брянска.
В материальном отношении, - говорится далее, - оркестр дал имущества на сумму более 100 рублей (ноты, пюпитры и прочее - Авт.) и чистого дохода около 22 рублей ».
Кстати, каждая полученная копейка вновь вкладывалась в дело. «Заработанные оркестром, говорилось в отчете Брянского Вольно- Пожарного Общества от 1 мая 1895 года по 1 мая 1896 года, в прошлом году 22 рубля 20 копеек, передать в распоряжение С. М. Сарандинаки (Председателя Общества - Авт.) на расходы по устройству концерта и формированию оркестра в 1895-1896 годах ».
Пусть читателя не смущает незначительность вырученной суммы, По тому еще курсу за пять рублей можно было купить корову. Впрочем, по большому счету это была бескорыстная служба во имя творчества, поднятия статуса пожарного добровольчества в обществе. Например, из отчета о деятельности правления Трубчевского пожарного Общества за 1903 год, хранящемся в фондах исторического зала Центра общественных связей ГУ МЧС России по Брянской области, мы узнали о весьма примечательном факте, когда было принято предложение капельмейстера Н.О. Шляхтина. А именно, о желании его состоять бесплатно с оркестром при обществе. Форму музыкантам решено сделать за счет Общества».
Традиция была продолжена до 20-30 годов прошлого века. Свидетельства тому можно неоднократно найти, например, в произведениях писателя Леонида Добычина, чья трагическая судьба около двух десятилетий прямым образом была связана с городом Брянском. Наряду со службой в известных брянских конторах, он изучал, отображал жизнь уездного городка, коим в то время был наш областной центр. Причем, делал это мастерски. Умел двумя- тремя предложениями нарисовать целостную картину: «…Приятно было идти улицами, мягкими от пыли. Фонари горели. Кое-где ларьки светились. Во дворах хозяйки разговаривали с чинными коровами, пришедшими из стада. В городском саду пожарные отхватывали вальс».
Что до предмета нашего исследования, то автор тонко передал впечатления мальчика от встречи с тихим заштатным городишком, где «играли оркестры из мастеровых и пожарных». Не случайно в детском дневнике появилась следующая запись: « В воскресенье мы были в пожарном саду. Молодецкие вальсы гремели там, и пожарные прыгали наперегонки в мешках».
Наши другие попытки найти примеры успешного функционирования духового оркестра, где бы играли пожарные, успехом не увенчались. Ведь в 60-90 годы прошлого столетия духовая музыка была предана забвению, и даже считалась анахронизмом. Хотя, среди как профессиональных пожарных, так и членов добровольных пожарных дружин и команд есть немало работников, играющих на музыкальных инструментах. Одним словом, есть все предпосылки, чтобы попробовать объединить их усилия.
Фото из архива Главного управления МЧС России по Тюменской области