На протяжении всей истории развития человечества общество постоянно стремилось обеспечить свою безопасность.
По мере развития цивилизации проблемы безопасности становились общественными, государственными. Сегодня мы уже говорим, что безопасность - это такое состояние, при котором жизни и жизненно важным интересам личности, общества и государства не угрожает опасность.
У нас в стране создано и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).
1. Формирование системы в предвоенные годы.
4 октября 1932 года Совет народных комиссаров страны «Положением о противовоздушной обороне территории Союза ССР» положил начало деятельности централизованной общесоюзной организации, призванной осуществлять подготовительные и боевые мероприятия при угрозе нападения с воздуха, в момент нападения и после него.
Назначение и задачи МПВО, а также возможности экономики определили и ее структуру. МПВО являлась частью противовоздушной обороны страны и входила в наркомат обороны. Основными формированиями МПВО являлись группы самозащиты, в которые входили медицинские, противопожарные, аварийно-восстановительные и другие отделения и звенья. В 1935 году таких формирований было создано около 10 тысяч, а к началу войны в приграничных районах насчитывалось уже более 20 тысяч групп самозащиты.
В эти годы впервые создаются штатные роты МПВО, ставшие предшественницами городских частей периода войны с фашисткой Германией. В это же время зародились и службы МПВО: оповещения и связи, убежищ, охраны порядка, транспортная, дегазационная, светомаскировки, медико-санитарная, ветеринарная, торговли и питания, аварийно- восстановительная, противопожарная и др.
К началу вероломного нападения нацистов население угрожаемой зоны владело способами защиты от средств поражения с воздуха: правилам «Готов к противовоздушной и химической обороне» и «Готов к санитарной обороне» в стране было обучено более 40 миллионов человек, соз-да¬но более 25 тысяч объектовых формирований МПВО и около 15 тысяч групп самозащиты. У населения находилось более 30 миллионов противогазов, а города имели бомбо- и газоубежища.
2. В годы Великой Отечественной войны.
С началом войны, в июле 1941 года в стране была объявлена всеобщая обязательная под¬готовка населения к противовоздушной обороне. Все трудоспособное население городов прифронтовой зоны было привлечено в формирования МПВО, что позволило подготовить к концу 1942 года около 53 миллионов человек.
В годы Великой Отечественной войны главную тяжесть по защите населения городов и объектов несли медико-санитарная, аварийно-восстановительная и противопожарная службы МПВО, которые оказали помощь в очагах поражения около 185 тысячам пострадавших, ликвидировали свыше 80 тысяч загораний и свыше 10 тысяч крупных пожаров, восстановили более 250 промышленных предприятий, отремонтировали и построили заново 15.685 зданий, ввели в строй 205 автомобильных и железнодорожных мостов, 1000 километров водопроводных и канализационных магистралей, разобрали свыше 400 тысяч кубометров завалов.
Особо проявили себя пиротехнические подразделения инженерно-противохимических частей МПВО, обезвредившие за годы войны 432 тысячи авиационных бомб и около 4 миллионов артиллерийских снарядов и других боеприпасов. Уже в первые послевоенные годы личный состав этих частей уничтожил более 80 тысяч оставшихся в земле авиабомб и более 10 тысяч снарядов, мин и фугасов, однако неразорвавшиеся боеприпасы до сих пор таят в себе смертельную опасность.
Главным итогом деятельности МПВО во время Великой Отечественной войны явилось то, что несмотря на 30 тысяч групповых и одиночных налетов противника на города и объекты, обрушивших на нашу землю более 100 тысяч тонн фугасных и зажигательных авиабомб, благо¬даря хорошо организованной деятельности МПВО, своевременному выполнению защитных мероприятий, противнику не удалось существенно нарушить работу тыла, подорвать дух народа или посеять в нем неуверенность в конечной победе. Потери среди населения от бомбардировок были незначительными.
Вклад, внесенный МПВО в дело Победы над фашисткой Германией, высоко оценен государством. Две тысячи рядовых, сержантов и офицеров, рабочих и служащих штабов, служб, частей и формирований МПВО было награждено орденами и медалями. Более 300 тысяч человек личного состава формирований МПВО награждено за оборону Москвы, Севастополя, Ленинграда, Одессы, Сталинграда, Кавказа и Севера. 4-й и 7-й инженерно-противохимические полки войск МПВО были награждены орденами Красного Знамени. Орденом Красного Знамени награждена МПВО города Ленинграда.
3. От МПВО до МЧС.
В 50-х годах, в связи с ускоренным развитием производства ядерного оружия уточняются и задачи МПВО, на смену которой в июле 1961 года пришла гражданская оборона (ГО), которая начинает строится по территориально -производственному принципу. Во всех городах и районах, а также на крупных объектах создаются штабы гражданской обороны.
Рост количества чрезвычайных ситуаций, связанных с технологической деятельностью человека и крупные стихийные бедствия определили качественное изменение гражданской обороны.
В 1989 году впервые формируются мобильные силы гражданской обороны, а 27 декабря 1990 года Постановлением Правительства Российской Федерации создается Российский корпус спасателей.
17 апреля 1991г. постановлением Совета Министров РСФСР №204 председателем Российского корпуса спасателей был назначен С.К.Шойгу.
Указом Президента России № 305 от 18 декабря 1991 года структуры гражданской обороны выводятся из подчинения Министерства обороны, а на базе Российского корпуса спасателей образуется Государственный Комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, преобразованный 10 января 1994 года в Министерство по чрезвычайным ситуациям, руководителем которого является ШОЙГУ Сергей Кужугетович.
Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 1999 года Шойгу Сергея Кужугетовича за мужество и героизм, проявленные при ликвидации чрезвычайных ситуаций присвоено звание Героя Российской Федерации.
На базе управлений ГО военных округов образованы 6 региональных центров по делам ГОЧС.и ЛПСБ. Главное управление нашей области относится к Центральному региональному центру, который возглавляет генерал-лейтенант внутренней службы БАЖЕНОВ Олег Валерьевич.
В целях оперативного реагирования на природные ситуации, аварии и катастрофы при министерстве сформирован Центральный аэромобильный спасательный отряд. В настоящее время стремительными темпами идет развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создан Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам ГО и ЧС. Высшие центральные курсы ГО преобразованы в Академию гражданской защиты, стремительно развивается международное сотрудничество в области гражданской обороны, принят целый ряд законов и других правовых актов, регулирующих действия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Брянская область.
Брянская область не стоит в стороне. Формирования МПВО области из добровольных противопожарных и медицинских дружин с сентября-октября 1943 года превращаются в батальоны МПВО, зоной ответственности которых были города Брянск и Бежица. Личный состав этих формирований проявил образцы мужества и героизма при ликвидации последствий налетов фашисткой авиации на города, тушил многочисленные пожары, разбирал и расчищал завалы, про¬водил спасательные и аварийно-восстановительные работы.
Формирования гражданской обороны Брянской области хорошо зарекомендовали себя при ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС. Руководство и координация действий формирований осуществлялось штабом гражданской обороны области.
Вместе с тем, практика показала, что в новых условиях, штаб ГО, оставаясь в структуре ВС, не способен быстро реагировать на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Опыт ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития ее в плане непосредственного решения задач по защите и спасению людей в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 года № 305 штаб ГО Брянской области передан в подчинение Государственного комитета РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с директивой Министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 9 апреля 1996 года № 42-48-31 штаб по делам ГО и ЧС Брянской области преобразован в Управление по делам ГО и ЧС, директивой от 6 мая 1997 года № 42-26-31 - в Главное управление по делам ГОЧС Брянской области .и директивой МЧС России от 17.12.2004г. №41-21-3 в Главное управление МЧС России по Брянской области.
Славные страницы в летопись развития гражданской обороны Брянской области вписали Долгополов Александр Степанович, Монахов Сергей Иванович, Гончаров Дмитрий Васильевич, Финаев Борис Евгеньевич, Куринов Борис Георгиевич, Сорокин Виктор Иванович, Черыгов Егор Иванович, Скачков Геннадий Николаевич, Кутовой Владимир Васильевич. В настоящее время возглавляет Главное управление полковник КОБЗЕВ Александр Николаевич.
С первых дней Чернобыльской катастрофы в ликвидации ее последствий, проявляя самоотверженность, с риском для жизни, участвовали полковник Нанзат Виктор Павлович, подполковник Падалица Александр Сергеевич, подполковник Гоменюк Юрий Александрович, подполковник Несмелов Николай Юрьевич и многие другие.
Чеченская война опалила своей жестокой реальностью и представителей нашего управления. В 1995 году в составе Территориального управления МЧС России в Чеченской Республике выполняли задачи по жизнеобеспечению и защите населения от последствий военных действий полковник Монастырский Юрий Пантелеевич, полковник Гусаров Владимир Николаевич, старший прапорщик Семечев Михаил Иванович, проявив при этом самоотверженность, разумную инициативу и усердие при исполнении воинского долга.
В наши дни личный состав Главного управления МЧС России по Брянской области вносит достойный вклад в дело защиты населения и территорий наших городов и сел от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Источник: www.32.mchs.gov.ru