С 4 октября на территории Ульяновской области проходит месячник гражданской обороны. Об основных этапах становления ГО страны, целях и задачах гражданской обороны на современном этапе рассказал начальник Управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по Ульяновской области полковник Михаил Николаев.
Обеспечение безопасности граждан является одной из важнейших функций государства, которые оно реализует принятием основ государственной политики, и в частности в области гражданской обороны, ее готовности. В последние годы в нашей стране идет активное реформирование ГО. Это связано и с изменениями в военно-политической обстановке, характером возможных будущих конфликтов, и возложением на гражданскую оборону задач мирного времени. Сохраняются как традиционные угрозы и риски, так и возникают новые опасности. И в противодействии им, в обеспечении безопасности жизнедеятельности трудно переоценить роль гражданской обороны, 82-летнюю годовщину создания которой мы отметили в этом году.
Человек, его жизненные интересы, защита жизни и здоровья – приоритет работы МЧС России. Это важнейшая составная часть гражданской обороны. При этом активная работа и жизненная позиция граждан также являются основой безопасности человека, защиты его жизни и здоровья. Каждый должен знать, как не попасть в сложную жизненную ситуацию, также он должен уметь оказать помощь себе и окружающим, правильно действовать, исходя из реальных опасностей и угроз.
Граждане проходят обучение в области ГО, принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне, оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны. Это требования Федерального закона.
Гражданская оборона сегодня решает серьезные задачи: обучение населения в области гражданской обороны, информирование и оповещение населения об опасностях и угрозах. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера гражданская оборона планирует и осуществляет эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, предоставляет населению средства защиты, проводит аварийно-спасательные работы в случае возникновения опасностей, а также выполняет ряд других задач.
Первым этапом развития гражданской обороны стало принятие 4 октября 1932 года решения о создании Местной Противовоздушной Обороны (МПВО) как системы защиты гражданского населения от воздушного нападения.
Во время Великой Отечественной войны система получила практическое развитие, начался второй этап её становления. МПВО сыграла значительную роль в обороне объектов народного хозяйства, городов нашей Родины. МПВО защищала от налетов вражеской авиации и артобстрелов города: Москву, Ленинград, Киев, Севастополь, Воронеж, Тулу, Мурманск и многие другие. Личный состав подразделений трудился фактически на передовой, постоянно рискуя своей жизнью.
На третьем этапе с 1961 г. на базе МПВО в стране создается новая общегосударственная оборонительная система – Гражданская оборона СССР.
За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища и создавались запасы средств индивидуальной защиты (СИЗ) для работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривались меры для обеспечения местного и эвакуированного населения.
В результате была создана мощная государственная система. Всенародный характер гражданской обороны – в то время ее главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.
В конце 1980-х гг. стали накапливаться проблемы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обусловленные быстрым ростом их количества и масштабов. Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Появилась необходимость с большей эффективностью потенциал, силы и средства ГО использовать в мирных условиях, особенно при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, других катастроф потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития ее в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.
Исходя из этого, в ноябре 1991 года войска гражданской обороны были включены в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России).
Гражданская оборона страны на современном этапе – это часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предназначена для защиты населения от различных опасностей и угроз в мирное и военное время. В том числе на гражданскую оборону возлагаются задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в случае террористических актов. В настоящее время гражданская оборона решает задачи социальной направленности по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях и крупных пожарах.
В целом гражданская оборона сегодня представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных действиях, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
При этом мероприятия гражданской обороны представляют собой организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На сегодняшний день основным документом является Федеральный закон, который принят в феврале 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Президентом Российской Федерации в сентябре 2011 года утверждены Основы единой государственной политики в области гражданской обороны. Они определили основные направления развития и совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации до 2020 года.
В целях их реализации выполняются мероприятия по организации защиты населения и территорий с учетом задач и требований в области гражданской обороны в мирное время. При этом совместно работают федеральные структуры, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.
Очень важным моментом является законодательная регламентация полномочий Президента Российской Федерации, который определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает и в случае необходимости вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения, а также другие полномочия.
Соответствующие полномочия реализует Правительство Российской Федерации, которое руководит гражданской обороной и обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны. Также оно определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, и порядок обучения населения в области ГО.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий принимают нормативные акты в области гражданской обороны и контролируют их выполнение. Они разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, организуют проведение мероприятий, включая подготовку необходимых сил и средств, создание и поддержание технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения, а также решают другие взаимосвязанные задачи. Все эти мероприятия осуществляются совместно с регионами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на своем уровне в пределах своей территории: организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности, организуют подготовку и обучение населения в области ГО.
На местах в органах местного самоуправления решаются не менее серьезные проблемы – это ЖКХ, благоустройство, другие вопросы повседневной жизни людей, а также и вопросы гражданской обороны. Они разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения, проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны, поддерживают в состоянии постоянной готовности защитные сооружения, системы оповещения и другие объекты гражданской обороны, создают и содержат запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Своевременное оповещение населения об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и способах защиты является важнейшей задачей в комплексе мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
В настоящее время созданы и функционируют: региональные системы оповещения в границах субъектов Российской Федерации и местные системы оповещения в границах муниципальных образований. Кроме того, на потенциально опасных объектах функционируют локальные системы оповещения.
В зависимости от характера и масштаба угрозы безопасности населению кроме региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения применяются другие способы. Это и подворовый обход, и использование подвижных средств оповещения оперативных служб, оборудованных устройствами громкоговорящей связи, и системы автодозвона по проводным линиям связи. Все шире задействуются ресурсы операторов сотовой связи (СМС-оповещение и массовые рассылки сообщений Cell Broadcast), интернет-технологии (сайты, телевидение и т.д.) и другие.
В целом комплексное применение различных технических средств и технологий, осуществляющих прием, обработку и передачу аудиовизуальных, а также иных сообщений позволяет эффективно и своевременно оповещать население.
Организации должны осуществлять обучение своих работников в области гражданской обороны, создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности локальные системы оповещения, обеспечивать запас материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
К сожалению, не все руководители на местах понимают важность и актуальность решения этих вопросов.
Кроме того, организации, имеющие опасные производственные объекты, в соответствии с действующим законодательством должны создавать нештатные аварийно-спасательные формирования и обеспечивать их постоянную готовность к реагированию в установленном порядке. К слову сказать, все необходимые требования в области ГО размещены на сайте Главного управления. Основные требования в области ГО ЧС к организациям и предприятиям (Приложение)
Руководители организаций несут ответственность за готовность ГО, наличие систем защиты персонала, эваковыходов, подготовку людей. В конце концов, именно они, руководители, в ответе за жизнь и здоровье своих работников.
Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. На территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований руководство гражданской обороной осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Органами, осуществляющими повседневное управление гражданской обороной, являются МЧС России, территориальные органы – региональные центры и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Территориальные органы занимают важное место в организации управления ГО. В целом система управления работает эффективно и развивается.
МЧС России в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
Все функции и задачи МЧС России так или иначе отвечают целям и задачам ГО. МЧС России – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.