В данный период в районах (улусах) республики наблюдаются сильные ветры, значительные осадки в виде дождя и мокрого снега, резкие понижения температуры, в связи с чем эксплуатация маломерных судов становится опасной.
Существует вероятность обледенения судна, что приводит к потере остойчивости судна (способности противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия), и если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно.
Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0ОС и при температурах забортной воды ниже 8ОС. Сильное обледенение может иметь место при плавании в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5ОС и происходит в результате сильного парения, тумана или переохлажденных осадков.
Во избежание происшествий на воде и аварий с маломерными судами следует учитывать различные риски, связанные с посадкой судна на мель, ударами о камни, выходами из строя винтов подвесных лодочных моторов, «забиванием» водометов песком (галькой, травой). В таких случаях судоводителю приходится рассчитывать на собственный опыт и умение, а также на опыт из практики бывалых судоводителей и профессионалов.
При выходе на воду обязательно соблюдайте меры предосторожности. Вот некоторые рекомендации, которые помогут избежать аварийных ситуаций при плавании на маломерных судах в осенне-зимних условиях:
- время выхода в плавание и прибытие к месту назначения рассчитывайте на светлое время суток;
- до выхода в плавание ознакомьтесь с прогнозом погоды и условиями на маршруте движения, при плавании в незнакомых и несудоходных водоемах проконсультируйтесь у знающих людей;
- перед выходом убедитесь в наличии необходимых документов (удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета), их лучше держать в непромокаемой упаковке;
- проверьте перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, исправность и наличие аварийно-спасательного оборудования и инвентаря, наличие спасательных жилетов по числу пассажиров и экипажа. Надетый спасательный жилет или специальный костюм - «поплавок» - это не только спасательное средство в экстремальном случае, но и неплохая защита от холодного ветра во время управления лодкой;
- во всех случаях следует двигаться с безопасной скоростью (безопасная скорость - это выбранная скорость для данных условий и обстоятельств, при которой судоводитель может своевременно оценить обстановку и принять необходимые меры для предотвращения аварийной ситуации);
- при необходимости движения в темное время суток проверьте исправность светосигнального оборудования, наличие и надежность электропитания.
Уважаемые судоводители! Выполнение данных рекомендаций обеспечит безаварийное плавание маломерных судов и безопасность людей на водных объектах. Берегите себя и будьте осторожны!
Отдел ГИМС ГУ МЧС России по РС(Я)
Пресс-служба ГУ МЧС России по РС(Я)