На территории республики навигационный период для маломерных судов в самом разгаре, все больше и больше жителей республики приобретает маломерные суда в различных целях. Кто-то для охоты и рыбалки, кто-то для того, чтобы добраться до сенокосных угодий, а кто-то для семейного отдыха, чтобы прокатить своих близких по реке и показать ее красоты, пережить незабываемые моменты от дуновения свежего ветра и потрясающей красоты великих рек Лена, Яна, Колыма, Индигирка и их многочисленных притоков.
Однако, чтобы прокатиться на лодке недостаточно только купить ее, в связи с этим начальник отдела ГИМС Главного управления МЧС России по РС (Я) главный государственный инспектор по маломерным судам Республики Саха (Якутия) Аурика Владимировна Смирнова ответила на часто задаваемые вопросы владельцев маломерных судов.
- Что такое маломерное судно, какие суда подлежат регистрации в ГИМС МЧС России?
- Согласно Федерального закона Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.
Государственная регистрация судов в реестре маломерных судов осуществляется в подразделениях ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Саха (Якутия)». В данном реестре регистрируются маломерные суда, используемые в некоммерческих целях.
Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, а также суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрацией Ленского бассейна на внутренних водных путях.
Государственная регистрация судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, а также между морскими портами Российской Федерации и портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, а также судов смешанного (река – море) плавания, за исключением маломерных судов, используемых внекоммерческих целях, осуществляется капитанами морских портов в соответствии с правилами регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
- Где можно обучиться, чтобы получить право управления маломерным судном?
- Обучение можно пройти на соответствующих курсах или в школах, имеющих соответствующие лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к лицензии, реализующих программу подготовки судоводителей маломерных судов, разработанной в соответствии с типовой программой, утвержденной МЧС России. Курсовая сеть по подготовке судоводителей по маломерным судам на территории республики состоит из двенадцати учебных заведений в г. Якутске, г. Покровск, г. Ленске, г. Вилюйске, г. Нюрба, Намском районе, с. Верхневилюйск, п. Черский, с. Жиганск, и п. Сангары. Желающим обучиться, предварительно необходимо обратить внимание на наличие в организациях, ведущих обучение, правоустанавливающие документы в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании». К сдаче экзаменов на право управления маломерным судном допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста.
- Как часто необходимо проходить техническое освидетельствование маломерного судна?
- В соответствии с Правилами классификации и освидетельствования, теперь такое освидетельствование надо проходить в четырех случаях. Во-первых, перед регистрацией маломерных судов, не прошедших сертификацию на заводе изготовителе или индивидуальной постройки. Второй вид – регулярное, которое сейчас надо проходить не ежегодно, а каждые пять лет. Третий вид – освидетельствование судов, перед перегоном или переходом в другой регион. Четвертое – после ремонта или устранения замечаний по предыдущему ТО.
Первичное освидетельствование маломерного судна перед его государственной регистрацией и прошедшего обязательную сертификацию, проводится, согласно «Правил технического надзора за маломерными судами» к маломерным судам, прошедшим обязательную сертификацию, относятся:
- суда, в паспорте которых имеется соответствующая отметка о проведении сертификации;
- суда, имеющие выданный сертификат судна;
- суда, имеющие квалификационное свидетельство;
- суда, имеющие судовой билет с отметкой о снятии с учета;
- суда иностранного производства, приобретенные на территории Российской Федерации по договорам купли-продажи и имеющие переведенное на русский язык руководство эксплуатации.
Освидетельствование маломерного судна, не прошедшего при строительстве обязательной сертификации или судна индивидуальной постройки перед его государственной регистрацией в реестре маломерных судов, проводится с проведением испытаний на мореходные качества (проверка статической остойчивости судна, проверка плавучести и непотопляемости, количества людей на борту, определение массы судна).
Для тестирования маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества, заявитель обеспечивает подъем судна из воды и (или) спуск его на воду.
Освидетельствование маломерного судна в процессе эксплуатации, теперь проводится через каждые пять лет, начиная с момента последнего освидетельствования. Так, например, если вы прошли освидетельствование в 2010 году, то следующей срок освидетельствования в процессе эксплуатации планируется в 2015 году.
Срок проведения освидетельствования судна может быть изменен на более ранний только по заявлению владельца.
Административная процедура тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации включает в себя следующие действия:
- проверка соответствия типа, модели, и заводских номеров судна, двигателя или ПЛМ данным, указанным в судовом билете;
- правильность нанесения бортового номера;
- проверка двигателей и ПЛМ на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ с помощью газоанализатора.
Проверка состояния подводной части корпуса судна осуществляется в два этапа.
Первый этап – во время зимнего отстоя судна, находящегося на берегу, или в любое другое время, согласованное с заявителем.
Второй этап – при контроле обеспечения требований безопасности к маломерному судну в процессе эксплуатации.
Маломерные суда используемые в коммерческих целях проходят освидетельствование в Российском речном регистре при этомвиды освидетельствования маломерных судов максимально гармонизированы с Правилами ГИМС, а именно:
- первоначальное – проводится после регистрации маломерного судна и прав на него;
- очередное – в расширенном объёме, проводится на берегу и на плаву с периодичностью в 5 лет;
- ежегодное – проводится в период между первоначальным и очередным или между очередными;
внеочередное –
проводится при устранении повреждений, после ремонта или модернизации, после выполнения требований, выставленных при других освидетельствованиях;
проводится для судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС МЧС России, перед государственной регистрацией – для подтверждения фактического соответствия судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, и классификации судна как маломерного для регистрации его у капитана морского порта или администрации бассейнов внутренних водных путей.
- Как зарегистрировать маломерное судно?
- Во-первых, необходимо определиться, в каких целях будет использоваться судно. В случае, если судно будет использоваться в коммерческих целях, то необходимо обращаться к капитанам морских портов, либо в государственные бассейновые управления водных путей и судоходства. В случае, если судно будет использоваться в некоммерческих целях (без извлечения прибыли), то необходимо обратиться в ближайшее подразделение ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Саха (Якутия)», осуществляющее государственную регистрацию маломерных судов. Информация о порядке государственной регистрации маломерных судов в реестре маломерных судов, а также в перечне необходимых документов, и документах, которые не вправе требовать от заявителей, размещена в сети Интернет на официальном сайте МЧС России и Едином портале государственных и муниципальных услуг. Также информацию можно получить на официальном интернет - портале МЧС России, номера телефонов размещены в каждом подразделении ГИМС на стендах.
- При каких обстоятельствах инспектор ГИМС имеет право остановить маломерное судно, и какие документы необходимо ему предъявить?
- Основанием для остановки маломерного судна является нарушение судоводителем установленных требований, которые объявляются судоводителю с указанием акта их содержащего (правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и правила плавания на водных объектах Республики Саха (Якутия)). Судоводитель, в свою очередь, предъявляет для проверки Государственному инспектору по маломерным судам удостоверение на право управления маломерным судном, судовой билет или его копию, заверенную в установленном порядке и документ на право пользования судном при отсутствии на борту собственника или владельца судна.
Остановка производится подачей сигнала: повторяющееся горизонтальное движение флаг-отмашки в сторону судна или командой голосом: «Катеру (мотолодке и т.п.) бортовой номер, (название) застопорить ход (остановиться, лечь в дрейф)». Маломерное судно, получившее сигнал остановиться, обязано лечь в дрейф и далее исполнять команды патрульного судна. Подход к борту осуществляет патрульное судно.
После остановки судна и швартовки у его борта патрульного судна государственный инспектор представляется с предъявлением служебного удостоверения и объявляет причину остановки.
Кроме государственного инспектора по маломерным судам имеют право остановить маломерное судно представители силовых, государственных структур для проверки судна в рамках своей компетенции.
- Какие наиболее частые нарушения допускают судоводители?
- В ходе рейдов и патрулирований по состоянию на 24 июня 2014 года государственными инспекторами по маломерным судамФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Саха (Якутия) составлено 238 протоколов об административных правонарушениях. Наиболее частыми нарушениями являются: нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления (ст. 11.8 КоАП) – 134. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном (ст. 11.8.1 КоАП) – 32. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах (ст. 11.10 КоАП) – 55. Нарушение правил плавания (ст. 11.7 КоАП) включая нарушение правил маневрирования и несоблюдение требований навигационных знаков - 15.
В соответствии с КоАП в отношении судоводителей-нарушителей применяются следующие административные наказания: предупреждение, наложение штрафа и лишение права управления маломерным судном.
- Расскажите о происшествиях с маломерными судами?
- Для начала хочу отметить, что согласно все того же ФЗ № 36 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» из поднадзорности ГИМС ушли маломерные суда массой до 200 кг и мощностью двигателей до 3.8 кВт, сюда же относятся и гребные лодки и так называемые ветки. Именно эксплуатация этих типов маломерных судов представляет собой наибольшую опасность.
Так в районах республики для охоты и рыбалки на озерах еще довольно часто используются морально устаревшие ветки, которые помимо своей неустойчивости имеют недостаточные плавучие характеристики, использование надувных резиновых лодок также представляет собой опасность в связи с наличием на дне водоемов различных острых режущих предметов. Ежегодно происходят случаи гибели людей на водных объектах именно при использовании таких маломерных судов при осуществлении охоты и рыбалки.
К сожалению, недавно произошла трагедия с участием катера «Волга» в районе г. Якутск, который занимался частным извозом пассажиров, на борту данного катера находилось 14 человек, при допустимой пассажировместимости шесть человек. Кроме того не были соблюдены правила техники безопасности (индивидуальные средства защиты не были надеты на участников движения), катер был переоборудован без соблюдения заводских технических характеристик (стационарный двигатель был заменен на подвесной с превышением мощности двигателя), также у судоводителя отсутствовало удостоверение на право управления судном и лицензия на право осуществления пассажироперевозок. В результате происшествия погибла молодая девушка, пострадало тринадцать человек из них - трое малолетних детей.
Ежегодно происходят случаи, связанные с пропажей и гибелью людей на плавсредствах, не поднадзорных ГИМС МЧС (резиновые лодки, так называемые ветки и другие гребные средства).
Но это не означает, что маломерные суда поднадзорные ГИМС абсолютно безопасны, для того чтобы избежать трагедии необходимо соблюдать элементарные меры безопасности эксплуатации маломерных судов. Такнапример в начале лета этого года на территории Усть-Майского улуса женщина уехав на маломерном судне пропала и до настоящего момента не найдена, при этом на берегу реки обнаружено в целости и сохранности маломерное судно без видимых следов повреждения. В том же Усть-Майском районе зафиксирован случай гибели человека, который в результате сердечного приступа выпал за борт лодки и, не приходя в себя, скончался.
- И в заключении, что бы вы посоветовали судоводителям?
- Хотелось бы в очередной раз обратиться к судоводителям и напомнить о необходимости соблюдать требования правил плавания на маломерных судах и обеспечения безопасности пассажиров. Так при плавании на маломерных судах запрещается:
- наносит повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;
- заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
- швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных, пассажирских и других судов морского и речного флота и в промежутках между ними, создавать своими действиями помехи судоходству;
- осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов, подходных каналах, при подходе к шлюзам;
- двигаться в тумане или других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка: выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;
- плавание на маломерных судах судоводителем и пассажирам без надетых спасательных жилетов;
- нахождение на борту маломерного судна детей до 14 лет во время плавания без сопровождения одного взрослого человека на одного ребенка с обязательным наличием индивидуальных спасательных средств для детей;
Кроме того судоводители маломерных судов должны оказывать помощь людям, терпящим бедствие на водных объектах, сообщать в подразделение ГИМС МЧС России по Республике Саха (Якутия) или орган, осуществляющий государственный контроль, надзор за пользованием и охраной водных объектов, обстоятельства аварий и происшествий с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах, о случаях загрязнения воды окружающей среды, выброса неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других чрезвычайных происшествий на воде.
Помните, что правила плавания продиктованы многолетним опытом судоводителей и лишь их соблюдение поможет сохранить жизнь и здоровье ваших пассажиров!
Отдел ГИМС ГУ МЧС России по РС(Я)