С наступлением оттепелей во льду образуются вертикальные полости, лед становится тоньше и слабее, прежде всего в местах с густой подводной растительностью, в устьях реки и около берега. На протяжении весенних ночных заморозков снег, перемешанный с водой, замерзает, образуя тонкую ледовую корочку. Но днем, особенно в теплую погоду, под воздействием лучей солнца и дождей, лед становится пористым и рыхлым, заметно теряет прочность.
Поверхностная вода впитывается в лед, нарушая его монолитную структуру, вызывая распадение льда на отдельные, стоящие вертикально кристаллы, и связь между этими элементами постепенно ослабевает. Особенно интенсивно это явление происходит под воздействием атмосферных осадков в виде дождя, которые сейчас можно наблюдать в Западных, Центральных, Южных и Заречных районах. Одновременно лед подтаивает и снизу, так как весной усиливается течение, подъедающее лед. Потому весенний лед коварен: утратив упругие свойства монолита, он может не затрещать предупреждающе, как в перволедье, а с предательским шипящим звуком вдруг неожиданно распасться под тяжестью автотранспорта или человека.
Любой может попасть в чрезвычайную ситуацию, связанную со льдом: на рыбалке, охоте, при переходе и переезде водоема. В весеннюю пору природа не бывает милосердна к людям. Она жестоко накажет за легкомыслие. Гибель и увечья в «ледяной зоне» наиболее вероятны от утопления подо льдом, переохлаждения, травм.
Необходимо знать, что основной характеристикой безопасности льда является не только его толщина, а так же температура окружающей среды.
Чтобы избежать неприятностей, надо всегда трезво оценивать обстановку, и воздержаться от выезда на лед или оставить рыбалку со льда до следующего сезона.
Нелишне заметить, что чаще взрослые люди подвергают себя опасности, выезжая на всех видах транспорта на слабый лед, иногда с ними в машине оказываются и дети. Недооценивая ситуацию, автомобилисты пренебрегают осторожностью и нередко оказываются в смертельной опасности. И тогда ценой такого выезда становится автомобиль или другой вид транспорта, а иногда, увы, и человеческая жизнь…
Так ежегодно на территории Республики после официального закрытия ледовых переправ, выставления запрещающих знаков и проведения профилактических работ государственными инспекторами Государственной инспекции по маломерным судам, автомобилисты все же выезжают на лед и тогда происходят случаи застревания автотехники, провалов под лед, попадания их в промоины и забереги, что в свою очередь приносит дополнительные хлопоты владельцам автомобилей, потерей здоровья, а иногда, к сожалению, и жизни.
Отдел ГИМС ГУ МЧС России по РС(Я) обращается к жителям республики: прежде, чем пускаться в рискованное путешествие, необходимо взвесить все «за» и «против», обдумать, что можно приобрести, а что потерять в результате такой поездки.
Отдел ГИМС ГУ МЧС России по РС(Я)