В связи с понижением уровней воды в реках Якутии увеличивается количество мелководных участков, а как следствие возрастает вероятность, попадания маломерных судов на мель. В таких случаях возникают ситуации, при которых судоводитель и пассажиры могут получить серьезные травмы, а то и вовсе вылететь за борт в результате резкого торможения при столкновении с препятствием. Кроме полученных травм участников движения, можно нанести и не малый вред самому маломерному судну, в особенности при столкновении с каменистой отмелью. Результатом такого столкновения может быть повреждение винта двигателя, его редуктора или полная потеря двигателя при сильном столкновении на большой скорости.
Не малую опасность представляют и топляки (бревна, затонувшие деревья, находящиеся в воде в вертикальном или несколько наклонном положении) отличаются от плавающих на поверхности воды предметов тем, что перемещаются по вертикали и могут на короткое время исчезать — притапливаться в воде, набегающей волне. Другие плавающие предметы обычно колеблются на поверхности воды вместе с волной и не пропадают из поля зрения.
Отдел ГИМС рекомендует при прохождении незнакомых участков реки, появившихся отмелях проявлять максимальную концентрацию и внимание за ходом движения маломерного судна, в случае необходимости сбросить газ, а где это необходимо и вовсе заглушить и поднять мотор.. Судоводитель на таких участках должен владеть искусством определения наибольших глубин для прохождения своего катера, моторной лодки. При ходе против течения в местах, где глубины для прохода судна с подвесным мотором очень малы, мотор надо поднять и идти под веслами или на шестах. Если течение очень сильное, судно тянут на длинной бечеве равномерным шагом.
В случае же посадки судна на мель, следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели. В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.
При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.
При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.
В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие маломерные катера и мотолодки в качестве буксира.
После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.
Уважаемые судоводители соблюдайте технику безопасности поведения на воде, будьте максимально внимательны при управлении маломерным судном. Помните, что вы ответственны за здоровье и жизнь вас и ваших пассажиров.
Отдел ГИМС ГУ МЧС России по РС (Я)
Пресс-служба ГУ МЧС России по РС (Я)