Для подавляющего большинства маломерных судов с наступлением холодов навигация заканчивается. Однако некоторые судоводители продолжают выходить в плавание до становления льда и могут оказаться в условиях, приводящих к обледенению судна.
Обледенение - явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно.
Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже О °С и при температурах забортной воды ниже 8 °С. Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна. Лед быстрее нарастает на подветренной части корпуса, что способствует возникновению статического крена судна. Сильное обледенение может иметь место при плавании и в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5 °С. Обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлажденных осадков. Судоводителям маломерных судов настоятельно рекомендуется не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск.
Но если обледенение все-таки застало маломерное судно в плавании, то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям:
При снижении температуры наружного воздуха до значений близких к 0 °С,необходимо вести непрерывное наблюдение за частотой забрызгивания судна и началом отложения льда на судовых поверхностях. Немедленно направить судно к ближайшему убежищу.
При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним.
Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими.
Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лед с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций (антенны, штаги, ванты, рангоут и т.д.).
Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств удаление льда производится в основном с помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей.
Постоянно следить и регулярно окалывать лед со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, околку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта.
При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос, околка льда производится в первую очередь носовых конструкций.
Вести тщательный контроль за водонепроницаемостью корпуса.
Если справиться с обледенением своими силами невозможно - следует запросить помощь, используя средства связи и сигналы бедствия.
Рыбинское отделение ГИМС
Отделение информационного обеспечения деятельности МЧС России
Главного управления МЧС России по Ярославской области
Контакты: (4852) 30-42-81