Осень все настойчивее вступает в свои права: - частые продолжительные дожди, низкие температуры воздуха и воды, шторм и высокие волны. Наступает наиболее тяжелый период эксплуатации маломерных судов.
В связи с этим судоводители должны неукоснительно соблюдать требования правил безопасности при эксплуатации маломерных судов, а именно:
- время выхода в плавание и прибытие к месту назначения рассчитывать на светлое время суток. В условиях ограниченной видимости существует вероятность столкновения с плавучим (с подводным) препятствием или налететь на перекаты, отмели, каменистые образования;
-отправляясь даже в короткое плавание, уточните прогноз погоды;
-обратите внимание на силу и направление ветра - от этого зависит высота волны, причем на различных участках она может быть разной;
-необходимо проверить запасы топлива, исправность судна и его механизмов;
-проверить укомплектованность плавсредства согласно нормам снабжения, наличие спасательных жилетов по количеству человек, находящихся в лодке;
-ознакомиться по карте с предстоящим маршрутом движения, наличием возможных мест убежища.
Помните, что надетый спасательный жилет или специальный костюм "поплавок" - это не только спасательное средство в экстремальном случае, но и неплохая защита от холодного ветра во время управления лодкой.
Будьте осторожны!
Выбираем маломерное судно...
Рыбалка издавна считается одним из самых лучших видов активного отдыха. Тишина, умиротворенность, единение с природой дают возможность отвлечься от повседневных проблем и хорошо успокаивают нервную систему. Встречать рассвет, наблюдать за природой, наловить рыбы, пообщаться с друзьями на закате у костра с ухой - что может быть лучше!
Хотя рыбачить можно и с берега, в арсенале у
настоящего рыбака обязательно должно быть какое-либо плавсредство. До многих потаенных рыбных мест можно добраться только на моторной лодке. Выбор лодки зависит от типа водоема и задач, которые лодка будет выполнять: то ли это будет уединенная рыбалка в тихой заводи, то ли троллинг всей компанией на водных просторах.
ПВХ-лодки с надувным дном:
Одним из основных преимуществ таких лодок - их меньший вес, за счет отсутствия фанерного или алюминиевого настила днища, меньшие габариты в собранном состоянии, меньшую осадку, что дает для этих лодок возможность беспрепятственно пройти мели, которые не смогут преодолеть лодки с надувным килем или РИБы, ну и самым отличительным моментом этих лодок является то, что при использовании одного и того же двигателя эти лодки развивают большую скорость при максимальных оборотах двигателя (на 2-4 км/ч выше). Из минусов, при движении в ветреную погоду эти лодки начинают "рыскать", тем самым создавая неудобство в управлении, при движении по волнам сидеть в этих лодках длительное время достаточно неудобно, ну и при активном отдыхе на воде, производя буксировку воднолыжника, эти лодки менее устойчивы по курсу.
ПВХ-лодки с жесткими пайолами:
Отличаются от предыдущей конструкции тем, что на дне лодки имеется жесткий пайол (настил), за счет которого лодке придается жесткость. Из минусов - тяжелее, чем полностью надувная ПВХ-лодка, а также габариты лодки в сложенном виде увеличиваются за счет собственно самих пайолов. Осадка такой лодки несколько выше, но зато из преимуществ, в такой лодке удобно стоять в полный рост, например, для спиннингистов такая лодка будет более удобной. Также при движении в ветреную погоду при
волнении и при буксировке эта лодка будет более устойчива.
Надувные лодки РИБ:
РИБ-лодки имеют жесткое килевое днище, отлитое из пластичного материала, эти лодки тяжелее всех своих собратьев, да и транспортировка такой лодки возможна только на прицепе или багажнике достаточно большого автомобиля, так что, выбирая такую лодку, вы заранее должны позаботиться о месте ее хранения. Из достоинств этих лодок нужно отметить ее мореходные качества, маневренность, а также возможность установки более мощных моторов.
Алюминиевые моторные лодки и катера:
Они гораздо лучше защищены от механических повреждений. Кроме рыбалки область применения этих видов водного транспорта довольно широка: небольшие путешествия вдоль по реке, пикники, транспортировка по воде, а также спорт и аттракционы. Кроме повышенной безопасности, купить катер выгодно и при регулярных путешествиях на большие расстояния.
Итак, подытожим. Полностью надувные ПВХ-лодки придутся по душе людям, изредка выходящим в плавание, на небольших мелких реках или озерах, где нет большой волны и сильных ветров. Лодки с жестким пайолом больше пригодны для рыболовов и туристов, которые иногда не прочь отказать себе в буксировке воднолыжника,
а также тем, кто перевозит с собой достаточное количество веющей. РИБ-лодки благодаря своей конструкции созданы для больших водоемов, где есть разгуляться ветру и волнам, а также для тех, кто часто планирует заниматься активными видами спорта на воде. Алюминиевые моторные лодки и катера подходят для передвиокения на большие расстояния.
Маломерные суда -участники водного движения! Правила плавания и маневрирования маломерных судов -жизненная необходимость!
С каждым годом растет количество маломерных судов на водных объектах Калининградской области, а недостаточное знание основных
правил плавания и маневрирования судоводителями увеличивает риск несчастных случаев на водоемах. Поэтому каждый судоводитель обязан выполнять требования Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. ь 502, Правил плавания по внутренним водным путям РФ от 14.10.2002 г. ь129, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, принятых Лондонской Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года, обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов.
Правила предусматривают, что во всех случаях маломерные суда - катера, моторные и гребные лодки, парусные яхты и байдарки - не должны мешать движению транспортного флота, обязаны держаться ближе к кромке судового хода, во всех случаях заранее уходить в безопасную для них сторону, а где позволяют условия - за кромку судового хода. Осветим самые важные пункты данных правил. Запрещается нарушать установленные скорости и правила маневрирования. Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения.
В случае когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами.
Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу. Когда два судна сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо с тем
, чтобы разойтись левыми бортами.
Заход в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренная остановка в запрещенных местах - не допустимы!
В целях обеспечения безопасности людей запрещается заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах.
КРОМЕ ТОГО, ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;
- останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса);
- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;
- двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
- перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;
- нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Статья 11.7 часть 2) предусматривает административную ответственность за превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренную остановку или стоянку судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, или лишения права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.
И самое главное, нужно помнить, выходя на воду, что на вас как на судоводителя лежит ответственность за безопасность пассажиров и других участниках водного движения. Вода ошибок не прощает!