Первые месяцы Великой Отечественной войны стали настоящим испытанием для противопожарной службы Карелии. Стремительное наступление белофинских захватчиков потребовало от руководства Отдела пожарной охраны НКВД КФССР четких и решительных действий по сохранению боеспособности пожарных частей. В период с августа по ноябрь 1941 года задача эвакуации личного состава и материальных ценностей стала для пожарной охраны первостепенной. От успешного выполнения этой задачи зависело скорейшее развертывание боевых частей в тылу, немедленное осуществление функций по охране населенных пунктов и жизненно важных объектов от пожаров на прифронтовых территориях.
По состоянию на 22 июня 1941 года штатная численность личного состава подразделений пожарной охраны составляла:
Отдел пожарной охраны – 28 человек;
Районных пожарных инспекторов – 28 человек;
Военизированной пожарной охраны -597 человек;
Городской пожарной охраны – 1058 человек.
На вооружении в частях ВПО и ГПО находились 54 единицы пожарной техники.
При отходе пожарных частей из западных и юго-западных районов КФССР личный состав и боевая техника понесли самые значительные потери. Прежде всего, города Карельского перешейка, входившие в состав КФССР, оказались отрезанными от дороги на Петрозаводск. Поэтому 14 автонасосов с полным оборудованием и личным составом пожарных частей городов Выборга, Трунзунгда, Яски, Куркийоки и Кексгольма отошли в сторону Ленинграда. Бойцы и командиры пожарных команд Сортавалы и Питкяранты, Вяртсиля, Харлу, Ляскеля, Энсо стали с боями прорываться к Петрозаводску. И во время боевых действий с белофиннами потеряли 8 единиц пожарной техники.
Более существенные потери во время эвакуации были среди личного состава подразделений пожарной охраны.
«В результате непосредственного участия в боях на Карельском фронте по личному составу ВПО имеем убитых 16 человек, пропавших без вести – 13 человек, раненых – 34 человека, которые были направлены на излечение в госпитали» - такие данные были приведены в оперативной справке ОПО «Сведения о расформировании личного состава частей ВПО НКВД КФССР».
8 августа 1941 года группа сотрудников военизированной пожарной охраны (ВПО) НКВД КФССР приняла неравный бой с превосходящими силами белофиннов в районе поселка Лахденпохья Куркиекского района. Несколько часов пожарные сдерживали натиск врага. После многочасового боя группа отошла в сторону Кексгольма.
В этом бою пали смертью храбрых начальник отделения службы и подготовки ОПО НКВД КФССР Кисурин Алексей Михайлович, начальник политотдела ОПО НКВД КФССР Корнилов Виктор Федорович, политрук самостоятельной военизированной пожарной команды (СВПК) НКВД г. Вяртсиля Сергеев Федор Петрович, шестеро бойцов СВПК НКВД г. Харлу, Вяртсиля, Ляскеля. Тела погибших остались на территории, занятой врагом. Пятеро бойцов СВПК НКВД г. Харлу пропали без вести.
Не всем бойцам пожарных команд, прорывавшимся к Петрозаводску удалось выйти из окружения и добраться до своих. Те, кто оставался в тылу врага, вливались в ряды партизанских отрядов. Всего в партизанские и истребительные отряды ушло 66 человек личного состава пожарной охраны.
Шаханов Николай Иванович, Кошкин Николай Акимович, Михайлов Павел Михайлович, Филимонов Трофим Яковлевич – бойцы СВПК НКВД г.Ляскеля убиты в партизанском отряде имени Ворошилова в 24 августа 1941 года. Районные пожарные инспектора Сортавальского РО НКВД Рухлов Николай Иванович и Шепин Иван Яковлевич пропали без вести при выполнении спецзадания в городе Сортавала.
Всего в списках погибших и пропавших без вести сотрудников пожарной охраны НКВД КФССР числится 33 человека.
Две трети личного состава от довоенной штатной численности пожарной охраны ушли добровольцами на фронт или были призваны в ряды РККА. «В тяжелые дни обороны города Повенца в декабре 1941 года личный состав пожарной охраны в количестве 42 человек влился в ряды действующей Красной Армии» - писала газета «Ленинское знамя».
Сухие цифры статистической отчетности не имеют эмоций. Понять всю боль, тревогу, напряженность и оценить масштабность подобных событий возможно, взглянув на них глазами очевидца тех событий.
Болотов Николай Романович, начальник Петрозаводского отряда пожарной охраны возглавлял работу по эвакуации пожарных подразделений из Петрозаводска в Беломорск. в сентябре – ноябре 1941 года. Письмо его дочери Надежды Болотовой к своим родным рассказывает о чудесном спасении семей сотрудников, вырвавшихся из оккупированной Шокши, о жизни и быте в эвакуации.
«25 сентября мы на пожарных машинах выехали в Повенец, там жили до 23 октября. 23 октября, когда приехали остальные люди из пожарных команд города, команды были расформированы. Часть людей и машин остались в Повенце, часть в Медвежегорске и часть в Беломорске (бывш. Сорока). Папа стал начальником пожарной команды г. Медвежегорска, а я у него телефонисткой. 17 ноября мы с папой и часть наших бойцов выехали в Беломорск, здесь находимся до настоящего времени. Живем ничего, денег нам хватает и много остается, потому что я получаю 450 руб., а папа 910 руб., тратили же в Повенце по 53 к. только за хлеб, а теперь еще ходим в столовую. Питались мы хорошо. В Повенце доставали мясо, картошку. В Медвежегорске достали «трофеи» по 1 кг масла топленого, по 1 кг маргуселина, по 1 кг свинины, по 4 бух. хлеба, по 60 г сахару, это все на каждого бойца, так что мы получили это все в двойном размере. Мне достали русские сапоги, папа купил новые валенки за 150 руб., я купила шерстяной платок, косынку, правда поношенную, но очень хорошую и теплую за 8 руб., так что мне сейчас тепло...» Далее в письме идет рассказ о том, что семьи сотрудников уезжали из Петрозаводска отдельной колонной и были временно размещены в пос. Шокша. Однако, фашисты заняли Шокшу раньше, чем Петрозаводск и о судьбе своих родных, оставшихся в оккупации, никто ничего не знал.
«Я не могла смотреть равнодушно на маленьких ребят, как увижу сына начальника команды Повенца, так хочется плакать. Все говорили, что выбраться Вам из Шокши не удалось и вот однажды приехал в Повенец один знакомый шофер, он нам сказал, что Вас всех вывез, нам же все равно не верилось до тех пор, пока не получили от Вас весточку с дороги». Семьи сотрудников были благополучно вывезены на баржах по Онежскому озеру на Большую землю.
А в тылу пожарные проявляли героизм и храбрость. Фашисты стремились любой ценой захватить Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал - основные транспортные артерии Северо-Запада, по которым шло снабжение фронта. Эти объекты подвергались массированным артобстрелам и бомбежками. Возникающие многочисленные пожары ликвидировались благодаря самоотверженной работе пожарных. Своим трудом они обеспечивали во многом бесперебойное движение грузов на фронт.
Из справки транспортного отдела ЦК Компартии республики – о перестройке работы Кировской ж/д в военное время на 1 сентября 1942 года: «Немецкие фашисты и их финские холопы, понимая значение Кировской дороги, делали отчаянные попытки нарушить нормальную работу дороги. С первого дня войны самолеты противника систематически атаковали перегоны, станции, узлы, путейские казармы, особенно интенсивным налетам подвергалась дорога в первом квартале 1942 года – 523 налета. Всего в период войны на дорогу совершено 1677 нападений авиации противника, сброшено 44308 бомб, которыми разрушено 475 производственно-технических и жилых зданий». Все последующие месяцы войны, вплоть до самой Победы пожарные героически боролись с огнем, часто под обстрелом врага, защищали важнейшие объекты республики. Трудно переоценить вклад пожарных в общее всенародное дело борьбы с фашизмом. Каждый пожарный своим трудом приближал Великую Победу. За мужество и самоотверженную работу в дни войны орденами и медалями Советского Союза и грамотами Верховного Совета КФССР было награждено 10% бойцов и командиров пожарной охраны республики.
Начальник отделения профилактики пожаров
ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Карелия»