смотреть фото
Неприметный, тихий перекресток улиц Гайдара и Нагорной сегодня оказался в центре внимания городских экстренных служб. Серьезное столкновение рейсового автобуса и легкового автомобиля – и как они умудрились здесь так разогнаться? Очевидцы происшествия, и даже прибывшие по тревоге пожарные, спасатели и медики, не сразу догадались, что крупная авария в центре Архангельска – всего лишь учебная постановка.
По легенде учений, в результате бокового столкновения автобуса «ПАЗ» и автомобиля «ВАЗ-2103» травмы различной степени тяжести получили 15 человек - двое зажаты в легковушке, остальные находятся в автобусе. Роль статистов исполнили 10 студентов САФУ и пятеро учащихся артистического отделения колледжа культуры и искусства. Отчаянные крики в сочетании с гримом, имитирующим кровоточащие рваные раны, поначалу ввели в заблуждение даже спасателей. «По приезду, глядя из кабины, было непонятно, что это учения. Всё организовали очень реалистично. Только в момент подхода и осмотра пострадавших стало ясно, что авария ненастоящая. В реальной ситуации с большим количеством раненых мы вызываем дополнительные силы, чтобы разделить нагрузку и работать с каждым человеком по отдельности. К каждому пострадавшему должен быть приставлен спасатель», - рассказал один из участников тренировки, командир поисково-спасательного отделения Архангельской областной службы спасения Виктор КОЗЕЛЬСКИЙ.
А дальше – всё, как и при настоящем ЧП: «легкие» пострадавшие, отделавшиеся ушибами и ссадинами, покидают автобус самостоятельно или на руках спасателей. Тем, чье состояние внушает опасения, одевают специальные воротники для фиксации шейного отдела позвоночника, накладывают шины на поврежденные конечности, вкалывают обезболивающее. Госпитализация требуется шестерым. Если пассажиров «ПАЗика» без проблем выносят через двери, то с водителем и пассажиром «Жигулей» всё сложнее – у обоих зажаты ноги. Выход один – перекусить стойки с помощью гидравлического инструмента и снять крышу, после чего извлечь пострадавших и на носилках передать медикам. У пациентов – переломы конечностей, черепно-мозговые травмы, ушибы.
«Учения проведены в форме контрольно-проверочных, мы никого не предупреждали заранее, вводная была получена внезапно, - пояснил начальник управления организации пожаротушения ГУ МЧС России по Архангельской области Александр ИГНАТЬЕВ. – Это довольно оживленный городской перекресток с интенсивным движением. Был выбран сценарий аварии с большим количеством пострадавших. Цель – проверить работу системы, задействованной в ликвидации последствий дорожных аварий. Это пожарные, спасатели АОСС, медицина катастроф, скорая помощь, батальон ДПС. При работе на ДТП действует правило ключевой фигуры, т.е. основное внимание уделяется в первую очередь самому «тяжелому» пострадавшему. Здесь же таких пострадавших было много. Была организована сортировка раненых по степени тяжести, их отправка в стационары. Медицинские показатели является ключевыми для выработки алгоритмов проведения аварийно-спасательных работ. Задача спасателей – вычленить наиболее тяжелых, стабилизировать их состояние, организовать взаимодействие с медиками и ГИБДД».
Руководитель учений пояснил, что пока сложно дать четкую оценку действиям спасателей, необходим подробный разбор. Конечно же, не обойдется без замечаний. Но, отмечает ИГНАТЬЕВ, система оказания помощи при ДТП в Архангельской области налажена и работает. Речь идет лишь об ее отладке и улучшении, ради чего учения и делают максимально приближенными к реальности.