В ходе практического создания системы-112 было определено, что ключевой проблемой является неготовность инфраструктуры единых дежурно-диспетчерских служб для обеспечения работы единого номера "112". Например, в Курской области было выявлено частичное отсутствие единых дежурно-диспетчерских служб или низкий уровень их автоматизации в районных центрах муниципальных образований, слабая подготовленность кадрового состава, а также отсутствие информированности населения о создании системы-112.
Как показал опыт, задачи, которые необходимо решить для создания системы-112 надлежащего качества, требуют иных подходов к этой проблеме. Это связано с целым рядом объективных причин, в том числе с организационной и технической неготовностью дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб к работе в рамках системы-112. Не готовы к развертыванию системы-112 ее информационная и телекоммуникационная составляющие, причем практически по всем регионам страны.
Не создана учебно-методическая база для подготовки оперативного, диспетчерского и руководящего персонала системы-112, не проведена работа по информированию населения о создании новой системы вызова экстренных оперативных служб и порядке ее использования.
Главной проблемой, требующей скорейшего решения, является организация эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы экстренных оперативных служб. Повышение безопасности населения, являющееся прямым следствием улучшения организации взаимодействия экстренных оперативных служб, определяет приоритетность решения этой проблемы. Необходимостью ее решения обусловлено принятие ряд документов.
При полномасштабном развертывании системы-112 в Российской Федерации потребуются существенные капитальные вложения, составляющие значительную долю от планируемых затрат и определяющие потребность в государственных инвестициях.
С учетом уровня риска гибели людей и ущерба, наносимого национальным интересам Российской Федерации, эффективное реагирование на происшествия и чрезвычайные ситуации не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для решения рассматриваемой проблемы требуется принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области обеспечения безопасности населения.
Государственное управление созданием системы-112 в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется недостаточной системностью, отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, региональном и местном уровнях.
Недостаточно разработан механизм координации действий органов исполнительной власти на федеральном уровне, что ведет к определенной разобщенности при создании системы-112, организации ее функционирования и использования. Действующие нормативные правовые акты не в полной мере регулируют отношения в этой сфере.
Система – 112 на службе МЧС РФ. Роль и место системы-112 в обеспечении безопасности муниципальных образований.
Система-112 — это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации. Предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований.
Система-112 должна обеспечить информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, включая службу пожарной охраны, службу реагирования в чрезвычайных ситуациях, службу полиции, службу скорой медицинской помощи, аварийную службу газовой сети и службу "Антитеррор".
Цели создания:
ускорение реагирования и улучшения взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах населения;
организация удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;
уменьшение социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;
гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.
При помощи «Системы -112» решаются следующие задачи:
прием оператором по номеру «112» вызовов и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;
анализ поступающей информации о происшествиях;
передача информации о происшествиях в ДДС в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
автоматическое определение номера позвонившего лица;
автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;
регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру «112»;
ведение базы данных о происшествиях и результатах реагирования;
приема вызовов на 5 иностранных языках (французский, английский, немецкий, испанский, китайский) и при необходимости дополнительных.
Внедрение единой системы-112 имеет ряд несомненных преимуществ, как для населения, так и для органов административной власти. Выделим некоторые из них:
Как должна работать система 112 и как она работает у нас в округе?
Процесс работы «Системы 112» будет организован таким образом: сообщение о происшествии принимается в центре обслуживания вызовов 112, либо в ДДС одной из экстренных служб, входящих в Систему 112. Далее, в автоматизированном режиме оператор осуществляет ввод в базу данных основных характеристик происшествия, передает их в ДДС по назначению, осуществляет контроль реагирования на происшествие, анализирует и вводит в базу данных информацию, полученную по результатам реагирования, при необходимости уточняет и корректирует действия привлеченных ДДС и информирует взаимодействующие ДДС об оперативной обстановке, принятых и реализуемых мерах. В ходе и по окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов или сообщение ДДС должны заносить в базу данных «Системы 112» информацию о принятых мерах.
В Ямало-Ненецком автономном округе обязанности по приему вызовов по номеру «112» возложены в настоящее время на единые диспетчерские службы муниципальных образований ЯНАО. Данная схема будет работать до полномасштабного развертывания Системы-112 на территории автономного округа.
Перспективы развития «Системы – 112» в округе?
Развертывание «Системы-112» на территории Российской Федерации продолжает набирать обороты и привлекать все новых игроков рынка. Для дальнейшего развития и эффективного функционирования необходимо дорабатывать и совершенствовать как существующую нормативно-правовую базу с учетом опыта внедрения системы, так и возможности по унификации функций различных системно-сетевых решений, взаимодействия и интеграции между компонентами. Для создания эффективной единой службы экстренных вызовов на территории округа необходимо качественное взаимодействие всех заинтересованных в программе сторон.