15 июня 2014 года исполнилось 30 лет со дня образования Государственной инспекции по маломерным судам. В преддверие этого события состоялся учебно-методический сбор инспекторов Псковской области, на котором были подведены итоги работы Инспекции, а лучшие сотрудники были отмечены ведомственными наградами. После сборов нам удалось побеседовать с руководителем инспекторского участка № 1 г. Гдова Дубченко Виктором Владимировичем и его сыном, Александром, государственным инспектором инспекторского участка г. Гдова. Это члены одной семьи, представители одной профессии, но они относятся к разным поколениям, их взгляды на многие вещи, скорее всего, различаются. Однако общее у них определенно есть – это вера в то, что главное для сотрудника ГИМС – это не наказание людей, а обеспечение их безопасности!
Стаж у этих двух людей совершенно разный. Виктор Дубченко, можно сказать, стоял у самых истоков истории ГИМС: он начала свою службу 19 июля 1985 года на том же инспекторском участке, где работает и сейчас. Карьера его сына, Александра, который поступил на службу 7 мая 2013 года, находится на начальном этапе, он только пытается разбираться во всех тонкостях выбранной профессии.
Виктор Владимирович живо и интересно, рассказал о работе ГИМС. Он пояснил, что на территории Псковской области имеется несколько инспекторских участков, в компетенции каждого из которых находятся один или несколько районов области. (Они с сыном служат в г. Гдове.) Основные усилия Государственной инспекции по маломерным судам направлены на выполнение задач в области государственного надзора за маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, а также на обеспечение безопасности людей на водных объектах. Естественно, в зависимости от погодных условий, конкретная работа каждого отдельно взятого участка может отличаться: если зимой сотрудникам нередко приходится спасать оторвавшихся на льдине рыбаков, то летом они следят за безопасностью передвижения маломерных судов на водоемах области.
Виктор Дубченко рассказывает: «Летом выходим на водоемы в своей яркой форме – люди нас видят, подходим, проверяем документы, регистрацию маломерных судов, соблюдение норм снабжения, а также наличие спасательных средств (как для индивидуального спасения, так и для оказания помощь пострадавшим на воде) и др. Иногда приходится оказывать помощь: нередко лодка тонет, мы подходим – спасаем». Как замечает Дубченко-старший, несмотря на то, что спасательные средства придумали давно, и обязательными на судах они стали не сегодня, владельцам катеров и лодок до сих пор приходится объяснять зачем они нужны: «кого-то только предупреждаем, кто действительно не знал о том или ином требовании, или нарушил не из злого умысла, а кого-то приходится наказывать и «рублем».
Виктор Владимирович посвятил профессии инспектора ГИМС большую часть своей жизни, поэтому кому как ни ему задать вопрос о том, что же изменилось за эти годы в работе данной структуры. Руководитель инспекторского участка отвечает: «По регистрации – по большому счету, ничего, все тоже и осталось. Заметно более серьезными стали требования в сфере освидетельствования маломерных судов». Однако для чего же нужна такая «строгость», чем может быть опасно, например, отсутствие прав на управление судном или регистрационного номера? Здесь Виктор Владимирович сразу разъяснил, что в настоящее время согласно действующему законодательству государственной регистрации подлежат маломерные суда массой более 200 кг и двигателем более десяти лошадиных сил. Далее он рассказал: «Посмотрите, если человек покупает лодку, которая регистрации не подлежит, то он, естественно, не может знать правила плавания на ней, норм снабжения, как она себя ведет на воде. Когда же судно проходит регистрацию, то владелец должен прийти в инспекторский участок ГИМС, где до него доведут необходимые требования, нормативную базу и выдадут судовой билет (документ, удостоверяющий право собственности), где все это также отражено». Незнание действующих требований и правил может быть не просто наказуемо по закону, но и опасно, в связи с этим Виктор Владимирович поясняет: «Вы купили маленькую лодочку, и по незнанию установили на нее очень мощный мотор, который для нее явно не предназначен. И при первом же выходе на воду, лодка перевернется. А об этом также написано в судовой книге». В подтверждении этого он рассказал об одном реальном случае: «На «лодку-казанку» был установлен двигатель мощностью, которая превышает допустимую величину. Мужчины, плывшие на ней, немного выпили, на повороте судно перевернулось, рыбаки оказались в воде. Тогда инспекторы подошли к ним, забрали на свой катер, отбуксировали лодку». Другой важный момент: «как можно подать на розыск на лодку, если она не зарегистрирована?: как и в случае с автомобилем, здесь ее найти будет практически невозможно», - отвечает Виктор Дубченко.
Виктор Владимирович отметил, что за долгую службу с экстремальными или действительно опасными моментами приходилось встречаться нечасто. Он остановился на ситуациях, которые случаются зимой – отрывы льда с рыбаками. Для их спасения собирается целая команда специалистов: спасатели, инспекторы ГИМС, представители местных властей. Для работ привлекаются все возможные силы и средства: катера на воздушной подушке, лодки и даже вертолеты. Порой возможностей районных подразделений МЧС не хватает, привлекаются силы и средства из Пскова. На такую спасательную операцию может уйти очень много времени. «Вот сколько людей, сколько средств затрачивается для спасения!», - заключает инспектор.
Дубченко-младший, за свою недолгую службу, к счастью, еще не сталкивался с опасными ситуациями, когда надо спасать пострадавшего. Однако первый такой случай с ним произошел еще в детстве: его друг провалился под лед, было неглубоко, но это в морозную погоду очень опасно, особенно для детей. В этой трудной ситуации Александр смог помочь товарищу. Возьмем на себя смелость, что может уже тогда в мальчике Саше начала зарождаться установка, которую он с уверенностью произносит сегодня: «из любых трудных ситуаций надо уметь выходить. Мы учимся, стараемся».
Необходимо отметить, что интервью проходило очень легко, наши герои охотно отвечали на вопросы, рассказывали случаи из жизни и работы. В ходе беседы были затронуты самые разные вопросы, в том числе и об обучении судоводителей. Виктор Владимирович пояснил, что этим занимаются соответствующие организации и школы. Судоводители по их окончании приходят в ГИМС, сдают экзамены и получают документы. На вопрос о том, сложно ли выучиться Дубченко старший привел один пример, говорящий сам за себя: недавно право на управление маломерным судном получил мужчина, которому было более 70 лет. А это значит, что при должном отношении к своей подготовке и при желании все возможно: «если человек ничего не будет учить и готовиться, то конечно сдать он ничего не сможет».
Сегодня актуальной является тема о готовности пляжей области для купания. Виктор Дубченко рассказал, что на территории подведомственного ему Гдовского района имеется пять пляжей: три – в детских лагерях, два – на базах отдыха. «Открытие» пляжей проходит в несколько этапов: службы делают анализ воды, затем акваторию проверяют водолазы, наконец, ГИМС осматривает берег и дает заключение. На сегодняшний день в районе открыты практически все пляжи, за исключением одного – в детском лагере (он готовится к открытию в ближайшее время).
Конечно мы не могли не затронуть личные темы. Наши собеседники с удовольствием рассказали и о том, почему и при каких обстоятельствах они выбрали данную профессию. «Когда я был еще маленький, - делится Дубченко-младший, - отец часто брал меня с собой на работу на водоемы. Приезжали мы и в Псков, на сборы». Мальчику очень нравилась водная техника – катера, лодки. Он наблюдал за всем, за работой инспекторов и впоследствии решил пойти по его стопам родителя.
Если Александр поступил на службу и уже примерно представлял, что его ожидает, то для Виктора Владимировича все было новым. Он работал водителем, когда ему предложили поступить на службу в инспекторский участок ГИМС в г. Гдове: «Набрали команду и все потихоньку началось». Первым делом он закончил профессиональные курсы в г. Горьком, в дальнейшем учиться также приходилось много. Ведь законодательство постоянно меняется, а инспектор, естественно, должен придерживаться действующих нормативных установлений: «поэтому каждые три месяца мы приезжаем на сборы, а каждые пять лет проходим аттестацию».
Не ставит «в тупик» инспекторов и вопрос о том, что сложного для них самих есть в выбранной профессии. За годы своей службы Виктор Дубченко повидал много людей, имеет большой опыт, поэтому он может говорить, что «самое главное в профессии – это научить инспектора: чтобы инспектор стал инспектором». Исходя из его опыта, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела нужно не менее пяти лет: «Самое легкое – выучить нормативную базу, разобраться в устройстве лодок. Самое сложное – это научить общению с людьми!». Виктор Владимирович добавляет, что нужно уметь объяснить человеку почему надо так а не иначе, достучаться до него.
Александр Дубченко на вопрос о том, что является для него самым сложным в работе, отвечает: ««Сложное» - понятие относительное. Необходимо просто вникнуть во все, все понять, разобраться. Тогда сложного покажется очень мало». Тем более что сам процесс этого познания его привлекает сам по себе: «Мне интересно разбираться в законодательной базе, совершенствоваться».
Вместе они отмечают, что самое интересное в их профессии – это люди, каждый человек. «Нужно к каждому человеку ключик подобрать. Чтобы и он тебе интересен был, и ты ему. Ведь другой человек тебя не услышит, если ты ему неинтересен будешь», - рассказывает Виктор Владимирович. А уровень общения у них самый разный: это и представители органов власти, судовладельцы, пограничники, сотрудники рыбинспекции и др. С этой же точки зрения Дубченко-старший описывает свое, отцовское, отношение к выбору сына: «Профессия инспектора сложна тем, что постоянно, независимо от настроения, с каждым человеком нужно быть вежливым, доброжелательным, вести себя и разговаривать так, чтобы никого не обидеть. Поэтому я спросил: «Сможешь ли? Если да, то ради Бога, если нет – то лучше и не начинать»».
Можно предположить, что было бы сложно работать на воде человеку, который не любит эту стихию и природу вообще. Поэтому конечно, и отец, и сын говорят, что всегда любили плавать и рыбачить.
Инспекторы ГИМС в ходе своей работы сталкиваются с самыми разными ситуациями и далеко не всегда стремятся только лишь наказать человека. «Конечно, можно закрыть глаза на то, что лодка не зарегистрирована, что на ней нет бортовых номеров – это все рано или поздно произойдет, - объясняет Виктор Владимирович. – Но вот когда, например, на воду, выходит нетрезвый отец на лодке с детьми и без единого спасательного жилета – это страшно! Ведь судно может перевернуться. И как тогда он будет их спасать?.. За это мы караем безбожно».
Закончить хотелось бы тем, что в ходе интервью инспекторы не раз акцентировали внимание на том, что составление протоколов – это не самоцель. Говорит Виктор Владимирович: «Казалось бы парадокс, однако правда: если после получения протокола человек не говорит нам «спасибо», то это значит – мы не доработали. Поэтому иногда приходится тратить до часу времени на объяснения почему это все нужно. Самая правильная и приятная для нас реакция, которая случается нередко: «ребята, я столько всего узнал, спасибо вам! А протокол будут считать как вашу памятку.» «Смысл работы в этом и заключается – донести, достучаться до людей. Самое главное – безопасность людей, сохранение их жизни!», - заключает Виктор Владимирович. А после этих слов и добавлять ничего не нужно.