С 1975 года, после окончания Намской средней школы, полтора года проработал рабочим на пилораме в «Межколхозстрой», потом - плотником на строительстве Совхозного хотона в п. Маймага, это 50 километров от с. Намцы. Приходилось каждый день ездить на автобусе. В те времена мы жили с родителями в большом деревянном доме, отопление было печное, топили двумя печами. Дров сжигали немало, чтобы помогать пожилым родителям, надо было, как можно дольше находиться дома. Случайно узнал, что в пожарной охране нужен работник – боец, работа посменная, то есть сутки отдежурил и три дня дома. И вот с 25 февраля 1976 года я стал пожарным в Намской профессиональной пожарной части (ППЧ).
В Советские времена диспетчерской службы еще не было, обязанности диспетчера возлагались на пожарного – бойца. Дежурили по трое: начальник караула, водитель и боец. Моим первым начальником караула был Сивцев Степан Ефремович, водителем - Охлопков Егор Алексеевич. Начальником ППЧ - Егоров Валерий Иванович. На протяжении долгих лет добросовестно трудился Иванов Константин Егорович - водитель автомашины марки ЗИС-150, я его помню еще мальчишкой, это были 60-е годы. Когда я только начал вести службу в ППЧ, машину переделали в грузовую, мы называли ее «хозяйкой», а на боевом дежурстве оставили АЦ-ГАЗ-63 - вездеход. Коллектив пожарной охраны был очень дружный, особенно водительский состав.
Отопление депо было автономное - топили сами углем и дровами. Сегодня на том месте, где была котельная, построена беседка.
В мае 1976 года меня призвали на службу в Советскую Армию. В конце апреля было последнее дежурство. Заступил, и тут вызов из поселка Едейцы, тогда в дыму задохнулись двое детей. Родители не заметили, что из печи под пол выпали угли, и ушли, заперев детей снаружи. Это было человеческое горе, с которым впервые столкнулся. Отслужив, в конце мая 1978 года вернулся в село, наведался в родную пожарную часть. И вот с 1 июня 1978 года я - боец ППЧ. В конце октября того же года уволился. Далее была работа в других организациях, учеба в СПТУ-2 на водителя, вновь к службе в пожарной части приступил с 1 октября 1985 года, в должности водителя автоцистерны проработал до выхода на пенсию по выслуге лет - до июля 2003 года.
В моей практике было много горячих дней, но на одном можно остановиться особо. Помню, был вызов на пожар в с. Искра, потушили этот пожар, поступил еще один вызов - в с. Аппаны. Мы, не заезжая в депо, сразу поехали туда. Только я вернулся в пожарное депо, чтобы заправить автомашину водой, поступил третий вызов – из пекарни с. Намцы. Там загорелось утепление расширительного бака. Тушить тот пожар пришлось ехать одному, без бойца. За одно дежурство подряд три вызова - это редкость. Тушить пожары было труднее всего зимой – пожарные рукава замерзают, одежда мокнет и мерзнет, и поэтому бойцов приходилось грузить в машину как роботов. Рации тогда только начинали устанавливать, переносные в машинах появились позже.
В 80-е годы мы заправлялись водой не из водозаборных резервуаров, а из открытого водоема - протоки. Для этого в зимнее время делали проруби, одну рядом с районной типографией, на южной стороне села, это для использования в экстренных случаях, а другую - недалеко от сельскохозяйственного техникума, это для северной стороны села. Поскольку брали неочищенную природную воду, утро при пересмене водителей, проверяли исправность газоструйного вакуум-аппарата.
Можно вспомнить много интересного и даже поучительного.
Cкоро - праздник, юбилей Пожарной охраны России. В связи с праздником желаю нынешнему коллективу части пожарной охраны большого личного и семейного счастья, здоровья и всех благ жизни, постоянного повышения профессиональных навыков, ведь везде цениться именно профессионализм. Надеюсь, что вы всегда придете на помощь людям в трудную минуту. Быть пожарным - это достойно и почетно. Желаю всегда сухих рукавов!
Воспоминания водителя - ветерана, старшего сержанта внутренней службы
Семена Романовича Петухова