В октябре 2002 г. был принят Федеральный закон «О внесении дополнений в Федеральный закон «О гражданской обороне», который определил дополнительные полномочия органов государственной власти в сфере подготовки и ведения гражданской обороны и установил обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации создавать и поддерживать в готовности системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В целях реализации этого закона, а также принятых в августе Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству МЧС России был подготовлен ряд проектов нормативных правовых актов.
Стало больше проводиться учений, тренировок и проверок по вопросам организации и ведения гражданской обороны. Так, в мае 2002 г. было проведено учение по приведению Северо-Западного регионального центра в высшие степени боевой готовности и выполнению мероприятий при переводе гражданской обороны Новгородской области с мирного на военное время.
В 2002 г. было проведено также уточнение планов гражданской обороны и планов применения войск гражданской обороны с учетом происходящего процесса их реформирования.
2002 г. оказался напряженным и насыщенным практической деятельностью сил гражданской обороны по ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций, особенно последствий катастрофических затоплений населенных пунктов на юге России. Продолжались работы подразделений войск гражданской обороны в Чеченской Республике.
Следует отметить, что в 2003 г. значительно активизировалась работа по дальнейшему совершенствованию гражданской обороны. Были приостановлены имевшее место ранее негативные тенденции в организации защиты населения, материальных и культурных ценностей на военное время.
Этому в немалой степени способствовало Всероссийское совещание по проблемам гражданской обороны с начальниками гражданской обороны - руководителями федеральных органов исполнительной власти и главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведенное 5 сентября 2003 г. под руководством Председателя Правительства Российской Федерации.
На совещании было отмечено, что система гражданской обороны в Российской Федерации в целом обеспечивает выполнение стоящих перед ней задач. Она располагает значительными материально-техническими ресурсами. За последние годы создана необходимая нормативная правовая база. Подготовлен ряд важных документов в области гражданской обороны.
Рекомендации Всероссийского совещания по проблемам гражданской обороны стали программой действий, хорошим стимулом активизации деятельности по её совершенствованию. В первую очередь это касалось повышения роли и ответственности начальников гражданской обороны всех уровней.
Большое внимание в 2003 г. было уделено вопросам оповещения населения, совершенствование и развитие которого, несмотря на принятые ранее решения, шло очень медленно, особенно в части создания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. По состоянию на 2003 г. их было всего 16% от потребности. В связи с этим было подписано новое распоряжение Правительства Российской Федерации, согласно которому необходимо в 2004–2006 гг. провести реконструкцию федеральной и региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также завершить до 2010 г. работы по созданию локальных систем оповещения населения.
В этом году активизировались работы в области инженерной защиты населения и территорий, в том числе по ремонту защитных и инженерно-технических сооружений, а также обучения населения. С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. было завершено создание единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
В течение года силы гражданской обороны принимали активное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целом с поставленными задачами успешно справились, что отмечалось руководством министерства на подведении итогов за 2003 г.
5 января 2004 г. Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года». Документ подобного рода в области гражданской обороны был принят в нашей стране впервые. В нем заложены концептуальные основы подготовки государства к ведению гражданской обороны в новых политических и социально-экономических условиях, определены задачи и основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, пути реализации этой политики. Это программный документ на ближайшие годы в области совершенствования и развития гражданской обороны.
В июне 2004 г. под руководством Председателя Правительства Российской Федерации состоялось второе Всероссийское совещание с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны, на котором были приняты конкретные решения по дальнейшему совершенствованию гражданской обороны.
11 июля 2004 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», в соответствии с которым в целях повышения эффективности деятельности системы МЧС России была реорганизована структура Министерства, конкретизированы задачи, функции и полномочия МЧС России, в том числе в области гражданской обороны. Указом было установлено, что в систему МЧС России входят территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации). Таким образом, бывшие штабы гражданской обороны, а затем органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации получили свое новое развитие.