Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
03.10.2014 6:20 Количество просмотров материала 2797 Время на чтение ~7 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

День Гражданской обороны МЧС России

В тридцатые годы международная обстановка существенно усложнилась ввиду мирового экономического кризиса, разразившегося в конце 1929 года, и возрастания противоречий между империалистическими странами, увеличилась опасность возникновения новой мировой войны.

В условиях возрастания угрозы возможного военного нападения Правительство СССР было вынуждено принять дополнительные меры по повышению обороноспособности страны, в том числе по усилению защиты её тыла от ударов с воздуха. Большое внимание было уделено совершенствованию системы МПВО и расширению оборонно-массовой работы среди трудящихся. Руководство страны считало, что без соответствующей подготовки населения проблему противовоздушной обороны не решить. Прежде всего, внимание было обращено на подготовку командно-начальствующего состава МПВО, для чего в Ленинграде, Москве и Киеве были созданы курсы МПВО для совершенствования его подготовки.

Важную роль в совершенствовании организационной структуры МПВО в этот период сыграло постановление СНК СССР от 27 августа 1936 года «Об организации населения для защиты от воздушного нападения на территории СССР». Оно обязывало союзные наркоматы, совнаркомы союзных и автономных республик, исполкомы Советов, а также военное ведомство в течении двух лет привести в полную готовность к противовоздушной обороне и противохимической защите объекты народного хозяйства и население во всех городах-пунктах ПВО страны. Руководство местной ПВО городов возлагалось на местные органы власти (на городские и районные Советы депутатов трудящихся). Председатели исполкомов этих Советов по должности становились начальниками МПВО городов и районов, т.е. был введен институт начальников МПВО, который затем превратился в институт начальников гражданской обороны.

На базе управлений и отделов городских и районных Советов создавались службы МПВО: оповещения и связи, убежищ, охраны порядка, транспортная, дегазационная, светомаскировки, медико-санитарная, ветеринарная, торговли и питания, аварийно-восстановительная и другие.

В городах-пунктах ПВО, районах этих городов, а также на участках МПВО создавались штабы МПВО. Штабы объектов ПВО реорганизовывались в штабы МПВО объектов.

Принятые решения позволили усилить работы по накоплению фонда защитных сооружений для населения, подготовке светомаскировочных и противопожарных мероприятий. На промышленных предприятиях, объектах энергетики и железнодорожном транспорте значительно увеличились капиталовложения для повышения устойчивости их работы в особый период. Начиная с 1935 года, в городах-пунктах ПВО запрещалось новое строительство без соблюдения требований МПВО, которые впоследствии нашли отражение в нормах ИТМ ГО, принятых в период с 1950 по 1979 годы. Они учитывались в проектах развития объектов и регионов.

Продолжалась работа по созданию сил МПВО. Она осуществлялась по двум главным направлениям: по линии военного ведомства (части МПВО войскового типа) и по линии органов МПВО и оборонных общественных организаций (невоенизированные формирования различного назначения).

Основу войсковых сил МПВО в середине тридцатых годов составляли местные части ПВО. К 1936 году МПВО располагала двумя местными бригадами, двумя местными полками, тридцатью местными батальонами, четырьмя отдельными инженерными батальонами, четырьмя отдельными автотранспортными ротами и двумя отдельными инженерно-противохимическими батальонами МПВО. В таком примерно составе части МПВО находились вплоть до 1939 года, т.е. до перехода Красной Армии на кадровый принцип комплектования.

Войсковые силы МПВО наращивались и другим путем. В основных пунктах ПВО страны согласно директиве Штаба РККА от 30 марта 1931 года создавались роты МПВО. Это были довольно подвижные подразделения широкого предназначения, в том числе и для действий в очагах химического поражения. Они комплектовались военными комиссариатами военнообязанными запаса по специальностям: внутреннего наблюдения и связи, противохимической защиты, охраны общественного порядка, противопожарной и медицинской защиты.

В течение 1932–1935 годов было сформировано 160 таких рот.

В дальнейшем число их непрерывно возрастало, и к середине 1941 года такие формирования имелись во всех крупных городах страны.

Во время Великой Отечественной войны на их базе формировались городские части МПВО.

Формирования МПВО, создаваемые органами МПВО, Осоавиахима и Красного Креста, состояли из участковых команд МПВО, объектовых команд МПВО, групп самозащиты, противопожарных команд, санитарных дружин и др.

В этот период новый размах получила подготовка населения страны к воздушно-химической обороне. С 1934 года время на обучение военно-химической обороне было увеличено в четыре раза, занятия стали проводиться по единой 40-часовой программе.

Особенно активизировалась работа по подготовке населения по противовоздушной и противохимической защите после того, как Центральный совет Осоавиахима ввел в сентябре 1934 года нормативы комплекса «Готов к противовоздушной и противохимической обороне», а в 1935 году учредил нагрудный знак «Готов к ПВХО».

Основу нормативов комплекса «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» составлял минимум знаний и навыков, которым должен был овладеть каждый гражданин, чтобы быть действительно подготовленным к воздушно-химической обороне. Главный упор делался на защиту от ударов авиации противника и примененного им химического оружия.

К новым формам распространения санитарно-оборонных знаний в эти годы перешел Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В 1934 году были введены нормативы комплексов «Готов к санитарной обороне» (ГСО) и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО). Первый комплекс предназначался для взрослых, второй - для школьников. Основное внимание при этом обращалось на выработку практических навыков в оказании первой помощи пострадавшим.

В 1939 году был отменен территориальный принцип комплектования РККА. Армия полностью перешла на кадровый принцип комплектования. При этом местные территориальные части ПВО были расформированы, а вместо них создано большое количество кадровых инженерно-противохимических частей МПВО. Принимаются меры по усилению рот (команд) МПВО, увеличению численности невоенизированных формирований различного назначения. Особое значение придается укреплению первичных звеньев МПВО – групп самозащиты.

Принимая во внимание сложившееся положение и в целях сосредоточения усилий Наркомата обороны СССР исключительно на организации вооруженной защиты государства, а также учитывая местный (территориальный) характер мероприятий МПВО, СНК СССР 7 октября 1940 года принял решение о передаче МПВО в ведение НКВД СССР.

Этот акт сыграл положительную роль в укреплении МПВО, повышении готовности ее сил и средств, улучшении оперативного руководства штабами, службами, формированиями.

Для руководства местной противовоздушной обороной в составе НКВД СССР в конце октября 1940 г. было образовано Главное управление МПВО (ГУ МПВО).

В октябре–ноябре 1940 года в краевых и областных органах внутренних дел были образованы отделы, отделения и инспекции МПВО. Начальниками МПВО по должности были определены наркомы внутренних дел республик, краев и областей. В городах и районах на аналогичных должностях по-прежнему оставались председатели исполкомов соответствующих Советов. Сохранялись штабы и службы МПВО городов и районов, а также прежние принципы создания и организации обучения формирований МПВО.

Наиболее подготовленной накануне войны оказалась местная ПВО Ленинграда. Это обусловливалось не только приграничным положением города, но и тем, что уже зимой 1939–1940 года в результате войны с Финляндией он оказался на положении прифронтового города.

В Ленинграде были достигнуты лучшие довоенные результаты по развитию МПВО. Для наблюдения за воздухом в городе было сооружено свыше ста вышковых наблюдательных пунктов. Наружное освещение могло быть отключено за одну минуту, на полное затемнение промышленных предприятий затрачивалось до одного часа, а всего города – до 4 часов. Средствами индивидуальной защиты было обеспечено до 90 процентов ленинградцев. В городе насчитывалось свыше 1200 бомбоубежищ.

В Москве, в силу целого ряда причин, развитие МПВО несколько отставало от развития МПВО Ленинграда. Угроза надвигавшейся войны заставила правительство принять ряд мер по укреплению МПВО столицы.

В Ленинград по личному распоряжению И.В. Сталина в декабре 1939 года для изучения опыта организации противовоздушной обороны в условиях войны (тогда шла война с Финляндией) командируется председатель исполкома Моссовета В.П.Пронин. В ходе недельной командировки он ознакомился с организацией службы оповещения, организацией укрытий людей при объявлении воздушной тревоги, приведением в готовность формирований и другими мероприятиями МПВО с введением угрожаемого положения.

После этого, в течение полутора предвоенных лет, в столице была проведена значительная работа по устранению недостатков в состоянии местной противовоздушной обороны. В.П.Пронин, характеризуя эту работу, писал: «Москва два последних года усиленно готовилась к местной противовоздушной обороне. В городе развернулись большие работы по строительству бомбоубежищ, по приспособлению метрополитена и коммунальных предприятий к обслуживанию населения во время воздушных налетов, обеспечивалось централизованное выключение освещения. В противопожарных добровольных командах, санитарных дружинах, группах самозащиты и аварийно-восстановительных подразделениях было обучено более полумиллиона москвичей».

Архивные документы свидетельствуют об оперативности и размахе, с которыми шла в различных регионах страны работа по линии местной противовоздушной обороны.

За сравнительно короткий срок МПВО превратилась в эффективную систему защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов противника с воздуха.

В установленной Правительством СССР угрожаемой зоне была создана довольно стройная система органов управления и сил МПВО. В составе формирований МПВО к началу войны насчитывалось около полутора миллионов бойцов.

Немало было сделано в предвоенные годы и по созданию материально-технической базы МПВО. В городах-пунктах ПВО строились убежища и укрытия, приспосабливались под них имеющиеся заглубленные помещения. К началу 1941 года в МПВО насчитывалось свыше 30 млн. противогазов.

В результате активной работы оборонных общественных организаций правилам противовоздушной, противохимической и санитарной обороны в стране накануне 1941 года было обучено около 40 млн. человек.

Несмотря на имеющиеся недостатки, МПВО к началу Великой Отечественной войны представляла собой достаточно четкую и современную для того периода систему, главными характерными чертами которой являлись:

– массовая и всесторонняя подготовка населения, особенно групп самозащиты, к противовоздушной обороне и противохимической защите;

– последовательное повышение готовности сил и средств МПВО для защиты населения и объектов народного хозяйства городов, имевших стратегическое значение;

– улучшение оперативного руководства штабами, службами и формированиями МПВО;

– использование всех сил и средств МПВО для защиты населения и объектов народного хозяйства на основе тесного взаимодействия органов МПВО НКВД СССР и Народного комиссариата обороны СССР;

– сосредоточение сил и средств МПВО на наиболее угрожаемых направлениях и объектах с целью накопления фонда защитных сооружений, повышения надежности систем энерго- и водоснабжения;

– подготовка мероприятий по маскировке важнейших объектов и коммуникаций, улучшению противопожарной безопасности городов, сел и объектов народного экономики хозяйства.

 

День Гражданской обороны МЧС России

Источник: www.30.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх