Рыбалка - прекрасный вид активного отдыха. Но о том, что на рыбалке человека с удочкой подстерегают разного рода опасности, задумываются немногие. А между тем, любой водоем, даже давно знакомый, является в какой-то мере местом определенного риска. Поэтому каждому любителю рыбной ловли тут необходимы постоянное внимание и соблюдение элементарных мер безопасности.
Нередко рыболова привлекают участки реки с крутым берегом, так как именно в таких омутах чаще всего можно рассчитывать на поимку крупной рыбы, особенно хищника. Но крутой и подмытый течением берег может внезапно обрушиться и рыболов окажется в воде, или его может накрыть обвалившимся грунтом. Поэтому в таких местах необходимо быть особенно осмотрительным. И если вы заметили на краю берега сверху продольные (вдоль берега) трещины - это явный сигнал об опасности.
А теперь о ловле с лодки. Перед посадкой в лодку надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, уключин, спасательного круга и черпака для отлива воды. Необходимо постоянно поддерживать определенный порядок. Это значит, что рюкзак, снасти, принадлежности должны быть сложены на своих местах, чтобы они не мешали действиям рыболова, не стесняли его, уложите их вдоль борта и на днище лодки позади себя, а все остальное на кормовое сиденье.
- Обязательно наденьте спасательный жилет!
- Посадку в лодку производить осторожно, ступая посередине настила. Садиться на банки (скамейки) нужно равномерно.
- Ни в коем случае нельзя садиться на борт лодки, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать лодку, купаться и нырять с нее.
Если лодка вдруг начнет протекать, на этот случай под рукой всегда должен быть наготове черпак, которым можно будет вычерпать воду. Без особой необходимости не надо становиться на лодке стоя. Даже при ловле спиннингом надо научиться действовать этой снастью сидя, что вполне возможно. Во время ловли не спешите. Если нужно переменить место, делайте это, пригнувшись и держась за сиденье или борта лодки, не перегибайтесь через борт. Особенно осторожным надо быть при опускании и поднимании якорных грузов. Нередко тяжелый груз настолько сильно засасывается в донный ил, что сразу поднять его по окончании рыбалки бывает нелегко. Лодка при этом сильно кренится в сторону груза, может зачерпнуть воду или даже перевернуться. А если вдруг оборвется веревка, то рыболов сразу теряет равновесие и неудержимо падает через противоположный борт в воду. Чтобы подобного не случилось, лучше опускать и поднимать груза только через корму и нос лодки.
Даже при слабом ветре лодку надо якорить так, чтобы она была носом против ветра, навстречу волне. Особенно если рыбалка ведется на обширном озере или водохранилище, где даже при среднем ветре образуются большие волны. Если волна начнет уже изрядно качать лодку, то лучше смотать удочки и приплыть к ближайшему берегу. При этом обязательно надо поднимать сначала задний груз, а потом уж передний (носовой). В таком случае лодка до подъема второго груза будет оставаться в прежнем положении - носом к волне. А если сначала поднять передний (носовой) груз, то лодку сразу круто развернет сильным ветром и она может даже опрокинуться.
Если в бачке моторной лодки, кончилось горючее, не заливайте его до тех пор, пока мотор не остынет. Не теряйтесь, если мотор охватит пламенем. Быстро накройте его попавшимися под руку брезентовым чехлом, тряпкой или собственной телогрейкой. Если же пламя не удалось сбить, немедленно покиньте лодку, иначе можно пострадать от осколков взорвавшегося бензобака.
Не пересекайте курс крупным судам и катерам - это категорически запрещено. Встречные суда обходите со стороны, которую они показывают сигнальными фонарями или флажковой отмашкой, выдерживая расстояние не менее 15 м от борта. При обгоне крупных судов не подходите ближе 25-30 м. Осторожно обходите стоящие на якоре суда, плоты и бакены, чтобы не зацепить гребным винтом за якорные цепи.
Особая осторожность требуется при рыбалке с надувных лодок. Кроме сказанного выше, на таких плавучих средствах не рекомендуется заплывать в закоряженные места. Малейший «наезд» на острый край подводной коряги может привести к проколу резины и самым печальным последствиям. Кроме того, в жаркую солнечную погоду туго накачанная лодка в любой момент может в буквальном смысле... взорваться, разлетевшись на мелкие клочья. Поэтому, в жаркую погоду надо периодически проверять давление в камерах лодки. Делается это простым надавливанием рукой о каждую камеру. И если чувствуете, что камера слишком «отвердела», надо немедленно стравить часть воздуха через клапан.
Во время грозы безопаснее находиться на берегу под кустарником или невысокими деревцами. Если же гроза застала вас на воде, уложите весла в лодку, не вынимая из уключин, опуститесь на днище, укройтесь плащом от дождя и переждите непогоду.
Запомните, что при аварии лодка сначала ложится на бок, а затем переворачивается вверх дном. Бессмысленно забираться на перевернувшуюся лодку, она неустойчива и неминуемо опрокинется. Если вы не умеете плавать, не теряйте самообладания: ухватитесь за лодку с носа или кормы и, действуя рукой, ногами, постарайтесь вывести ее на мелкое место. Перевернувшаяся лодка может спасти несколько человек; надо только осторожно держаться за корму или нос лодки, погрузившись в воду до подбородка. Если лодка перевернулась на речной быстрине, держитесь за лодку и ждите ближайшей отмели.
Запрещается: катание детей до 16 лет без сопровождения взрослых, перегружать лодку сверх установленной нормы, пересекать курс теплоходов и катеров, близко подходить к ним и двигаться по судовому ходу, пользоваться лодкой лицам в нетрезвом виде.