С похолоданием появляются опасные для судовождения явления, такие как обледенение судна, появление на воде «сала», «заберегов», «шуги». Для движения в таких условиях на судне должно находиться несколько человек, судно должно быть укомплектовано спасательными средствами, положенным оборудованием и имуществом. Также судно в зависимости от своей конструкции должно иметь дополнительный инвентарь: канат (линь или трос), багры (шесты), прочий инструмент (лом, топор, скребок, пешню, лопату и т.п.). Судоводителю маломерного судна перед выходом в плавание необходимо убедиться в наличии и исправности водоотливных средств, аварийных средств (клинья, пробки, пластырь и др.), предназначенных для борьбы за живучесть судна.
Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0°С и при температуре забортной воды ниже 8°С. Обледенение - явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно.
Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна. Максимальная интенсивность обледенения установлена при следовании судна на курсовых углах 15° - 45° по отношению к направлению ветра и бегу фронта волн. При следовании в галфвинд (поперек ветра) или бейдевинд (ветер спереди-сбоку) лёд быстрее нарастает на подветренной части корпуса, что способствует возникновению статического крена судна.
Сильное обледенение может иметь место при плавании и в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5°С. Также обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлажденных осадков при отрицательной температуре воздуха.
Судоводителям маломерных судов настоятельно рекомендуется не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск. Ho если обледенение все-таки застало маломерное судно в плавании, то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям:
1. При снижении температуры наружного воздуха до значений близких к 0°С, вести непрерывное наблюдение за частотой забрызгивания судна и началом отложения льда на судовых поверхностях. Немедленно направить судно к ближайшему убежищу.
2. При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним.
3. Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими.
4. Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
5. Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лёд с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций (антенны, штаги, ванты, рангоут и т.д.).
6. Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств удаление льда производится в основном помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей.
7. Постоянно следить и регулярно обкалывать лёд со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
8. При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, сколку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта.
9. При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос, сколка льда производится в первую очередь носовых конструкций.
10. Вести тщательное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса.
По любым вопросам эксплуатации маломерных судов Вы можете обратиться в Турочакский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай» по адресу: 649154, Республика Алтай, Турочакский район, с. Иогач, ул. Центральная, д. 1 или по телефону: (388-43) 2-73-85.
Старший государственный инспектор
по маломерным судам Агапов В.Г.
Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0°С и при температуре забортной воды ниже 8°С. Обледенение - явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно.
Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна. Максимальная интенсивность обледенения установлена при следовании судна на курсовых углах 15° - 45° по отношению к направлению ветра и бегу фронта волн. При следовании в галфвинд (поперек ветра) или бейдевинд (ветер спереди-сбоку) лёд быстрее нарастает на подветренной части корпуса, что способствует возникновению статического крена судна.
Сильное обледенение может иметь место при плавании и в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5°С. Также обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлажденных осадков при отрицательной температуре воздуха.
Судоводителям маломерных судов настоятельно рекомендуется не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск. Ho если обледенение все-таки застало маломерное судно в плавании, то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям:
1. При снижении температуры наружного воздуха до значений близких к 0°С, вести непрерывное наблюдение за частотой забрызгивания судна и началом отложения льда на судовых поверхностях. Немедленно направить судно к ближайшему убежищу.
2. При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним.
3. Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими.
4. Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
5. Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лёд с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций (антенны, штаги, ванты, рангоут и т.д.).
6. Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств удаление льда производится в основном помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей.
7. Постоянно следить и регулярно обкалывать лёд со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
8. При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, сколку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта.
9. При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос, сколка льда производится в первую очередь носовых конструкций.
10. Вести тщательное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса.
По любым вопросам эксплуатации маломерных судов Вы можете обратиться в Турочакский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай» по адресу: 649154, Республика Алтай, Турочакский район, с. Иогач, ул. Центральная, д. 1 или по телефону: (388-43) 2-73-85.
Старший государственный инспектор
по маломерным судам Агапов В.Г.
Источник: www.04.mchs.gov.ru