В весенние погожие деньки дети всё чаще выходят прогуляться на улицу, играют с друзьями на свежем воздухе, выгуливают своих питомцев. Прежде чем отправить своё чадо во двор, необходимо вспомнить и привить ребёнку правила поведения на улице. Отпуская ребёнка на прогулку, надо подготовить его к взаимоотношениям с городом. Ребёнок, оказавшийся здесь один, почти автоматически может считаться в состоянии экстремальной ситуации. Какие неприятности могут угрожать нашим детям?
Самая частая причина тяжелых травм и гибели детей на улице - дорожно-транспортные происшествия. Личный опыт, на который опирается ребенок, и особенности детской психики - фиксация внимания на одном предмете (другие ребёнок уже не видит) - увеличивают его незащищенность. Поэтому дети с раннего возраста должны изучать правила дорожного движения. Знания должны подкрепляться на практике. Надо понимать, что вся наука сойдёт на нет, если мама сама переведёт малыша через дорогу на красный свет.
Другая опасность, которая подстерегает детей на улице, - травмирование. Причина в том, что после занятий дети считают дорогу уже начавшимся отдыхом. Чтобы ввести этот отдых в разумные рамки, надо или встречать ребёнка, или строго организовать время и маршрут к дому: никуда не сворачивать, не играть, не менять дорогу. Спортивные навыки помогают снизить опасность травм. Прививайте детям любовь к спорту, это полезно и для укрепления здоровья.
Кроме того, ребёнок должен знать об опасности игр с огнём. Объясните ему, что жечь траву, мусор и другие предметы нельзя. Напомните детям о правилах поведения в случае возникновения пожара, убедитесь, что ваш ребёнок знает номер телефона пожарной охраны - 01 или 112 (по мобильному телефону).
Что касается лифта, то это не самое лучшее место для детей. Постарайтесь объяснить это своим чадам, чтобы без сопровождения родственников и хорошо знакомых людей они лифтом НЕ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ.
Кроме того, детям надо знать и правила безопасности в общественном транспорте. Ребятам нужно объяснить, что нельзя трогать подозрительные бесхозные предметы: сумки, мешки, коробки, чемоданы, игрушки, оставленные кем-то в транспорте или на улице. Признаков, указывающих на наличие взрывного предмета, много: провода, веревки, изоленты, подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом. При обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на него, нужно отойти от него на безопасное расстояние (не менее 100 м) и сообщить о находке взрослым.
Пруды, каналы, реки, котлованы и рвы с водой - также опасны для детей. У воды ребенок должен быть ТОЛЬКО В СОПРОВОЖДЕНИИ ВЗРОСЛОГО! Надо иметь в виду, что каждый год дети тонут не только в реках и прудах, но и в различных ямах, строительных котлованах, и даже в бочках. С первых лет жизни ребенок должен уметь вести себя у воды и научиться плавать.
Еще одна серьезная опасность для детей - незнакомые люди. С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные и иметь дело надо только с теми, кого хорошо знаешь. На любые предложения незнакомцев следует отвечать твердым отказом. Научите ребенка не доверять ни женщинам, ни сверстникам, ни даже тем, кто младше его. Не только потому, что порой именно они заманивают жертву в ловушку к взрослым злоумышленникам, но и из-за «детского рэкета», травм и т. д.
Если вы хотите влиять на безопасность вашего ребенка, надо знать круг его общения (обязательно - телефоны друзей и имена их родителей) и места, где ребенок может оказаться. Недопустимо, чтобы это была стройка, пустырь, старый дом, подвал, чердак, колодцы подземных коммуникаций.
С первых лет жизни ребенку надо объяснить, что, если он потеряется или окажется в сложной ситуации, он может попросить помощи, но не у каждого встречного. Объясните, как выглядит полицейский, продавец в большом магазине, администратор в кинотеатре или музее. Важно показать особенности униформы, чтобы ребенок не принимал, например, за полицейского первого же мужчину в фуражке. Скажите, что помощью полиции или пожарных может воспользоваться каждый житель города - независимо от того, взрослый он или ребенок.
Берегите себя и своих детей!