Местная противовоздушная оборона (МПВО) - система специальных сил и средств, оборонных мероприятий, осуществлявшихся под руководством органов советской власти в целях защиты населения, объектов экономики и территорий от поражающих средств воздушного нападения противника.
Объективной причиной зарождения данной системы явилось создание и бурное развитие в 20-30-е годы ХХ века военной авиации, способной наносить удары по объектам тыла противника. Начиная с 1918 г. в эту систему включались авиационные и прожекторные отряды, зенитные батареи, создавались сети наблюдательных пунктов, специальных противохимических постов и медицинских пунктов, формировались отряды и команды для оказания первой помощи пострадавшим гражданам, внедрялись средства оповещения населения о воздушном нападении противника.
К концу 20-х годов проблемы противовоздушной обороны приобрели общегосударственное значение. При этом особое значение придавалось совершенствованию мер, обеспечивающих безопасность населения. В связи с этим резко возросла актуальность создания системы противовоздушной обороны страны. В этих целях 4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», которое предусматривало создание местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника. Этот день принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны, а, в последствии, и будущей системы - Гражданской обороны СССР.
В 1961 г. на базе МПВО в стране создана новая общегосударственная оборонительная система – Гражданская оборона СССР. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 г. принято «Положение о Гражданской обороне СССР», в котором определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу». Также определено содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления.
В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация. За основу принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения. Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников, продовольствия, фуража, сельскохозяйственных животных. В случае применения оружия массового поражения предусматривалось проведение массовых спасательных работ в очагах поражения.
Бесспорно - гражданская оборона была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавали и бывшие вероятные противники. Не случайно при переговорах о сокращении стратегических сил возможности гражданской обороны также ложились в чашу весов аргументов. Была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система. Всенародный характер гражданской обороны – ее главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств. Вместе с тем, жизнь потребовала внесения существенных поправок в организацию и порядок планирования и осуществления мероприятий.
В конце 1980-х гг. стали накапливаться проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обусловленные быстрым ростом их количества и масштабов. Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Ее потенциал, ее силы и средства должны с большей эффективностью использоваться в мирных условиях, особенно при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития ее в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.
Такие меры были определены в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 886-213 от 30.07.1987 г. «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Мероприятия по совершенствованию гражданской обороны: возложение на гражданскую оборону задач по защите населения в мирное время от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе их ликвидации; создание мобильных отрядов специальной защиты на областном уровне, а также мобильных соединений и частей гражданской обороны постоянной готовности для экстренных действий в чрезвычайных ситуациях; создание во всех республиках, краях, областях, городах, районах коллегиальных органов управления – постоянных чрезвычайных комиссий (ПЧК) и др.
После образования Российского государства на базе Российского корпуса спасателей и Штаба Гражданской обороны Российской Федерации был сформирован Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям, преобразованный впоследствии в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. МЧС России стало центральным звеном Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Сегодня Спасательная служба России – это социально-востребованная, многоуровневая система, эффективно решающая задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.
Объективной причиной зарождения данной системы явилось создание и бурное развитие в 20-30-е годы ХХ века военной авиации, способной наносить удары по объектам тыла противника. Начиная с 1918 г. в эту систему включались авиационные и прожекторные отряды, зенитные батареи, создавались сети наблюдательных пунктов, специальных противохимических постов и медицинских пунктов, формировались отряды и команды для оказания первой помощи пострадавшим гражданам, внедрялись средства оповещения населения о воздушном нападении противника.
К концу 20-х годов проблемы противовоздушной обороны приобрели общегосударственное значение. При этом особое значение придавалось совершенствованию мер, обеспечивающих безопасность населения. В связи с этим резко возросла актуальность создания системы противовоздушной обороны страны. В этих целях 4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», которое предусматривало создание местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника. Этот день принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны, а, в последствии, и будущей системы - Гражданской обороны СССР.
В 1961 г. на базе МПВО в стране создана новая общегосударственная оборонительная система – Гражданская оборона СССР. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 г. принято «Положение о Гражданской обороне СССР», в котором определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу». Также определено содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления.
В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация. За основу принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения. Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников, продовольствия, фуража, сельскохозяйственных животных. В случае применения оружия массового поражения предусматривалось проведение массовых спасательных работ в очагах поражения.
Бесспорно - гражданская оборона была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавали и бывшие вероятные противники. Не случайно при переговорах о сокращении стратегических сил возможности гражданской обороны также ложились в чашу весов аргументов. Была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система. Всенародный характер гражданской обороны – ее главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств. Вместе с тем, жизнь потребовала внесения существенных поправок в организацию и порядок планирования и осуществления мероприятий.
В конце 1980-х гг. стали накапливаться проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обусловленные быстрым ростом их количества и масштабов. Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Ее потенциал, ее силы и средства должны с большей эффективностью использоваться в мирных условиях, особенно при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития ее в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.
Такие меры были определены в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 886-213 от 30.07.1987 г. «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Мероприятия по совершенствованию гражданской обороны: возложение на гражданскую оборону задач по защите населения в мирное время от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе их ликвидации; создание мобильных отрядов специальной защиты на областном уровне, а также мобильных соединений и частей гражданской обороны постоянной готовности для экстренных действий в чрезвычайных ситуациях; создание во всех республиках, краях, областях, городах, районах коллегиальных органов управления – постоянных чрезвычайных комиссий (ПЧК) и др.
После образования Российского государства на базе Российского корпуса спасателей и Штаба Гражданской обороны Российской Федерации был сформирован Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям, преобразованный впоследствии в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. МЧС России стало центральным звеном Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Сегодня Спасательная служба России – это социально-востребованная, многоуровневая система, эффективно решающая задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.
Источник: www.44.mchs.gov.ru