Место для строительства – территория 11-й пожарной части Калининского района – было выбрано не случайно: 23 февраля 1991 года при тушении страшного пожара в гостинице «Ленинград» погиб весь боевой расчет караула этой части.
Храм строили, как говориться, всем миром. Был объявлен сбор пожертвований на строительство и общегородской конкурс для архитекторов на проект здания. В итоге, из множества макетов выбрали один, в котором стены храма представлены в виде языков пламени. Проект утвердили, он был согласован с Митрополитом Владимиром. Желание увековечить память погибших пожарных нашло поддержку многих людей.Так благодаря совместным усилиям и с помощью Божией удалось реализовать мечту многих поколений петербургских пожарных – создать мемориальный комплекс, хранящий память обо всех павших в огненных боях. На его памятных досках золотом высечены имена более двух тысяч сотрудников гарнизона, погибших при исполнении служебного долга в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, а также в послевоенное время. Жемчужиной комплекса стал храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина».
Храм и мемориальный комплекс являются достопримечательностью не только Калининского района, но и Санкт-Петербурга в целом. Увидеть его своими глазами, поставить свечу «за здравие» или помянуть ушедших коллег приезжают сотрудники даже из других городов и стран. Для огнеборцев Петербурга храм также стал местом поклонения. Есть у храма и свои постоянные прихожане: как люди, крепкими узами связанные с пожарной охраной, так и простые горожане. Ведь в храме отмечаются все Престольные праздники и совершаются церковные службы. На заупокойных службах поминаются погибшие огнеборцы. Еженедельно священники проводят духовные беседы с пожарными и спасателями, освящают боевую технику, благословляют бойцов на несение службы.
В сентябре 2011 года Гарнизонный храм петербургских пожарных и спасателей обрел свой голос. Накануне празднования престольного праздника в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», состоялось торжественное открытие и освящение звонницы храма. На ней установлены восемь колоколов, которые приводит в действие электронный звонарь. В памяти автоматизированной системы содержится десять канонических мелодий.
Теперь колокольный звон сопровождает петербуржцев, как в праздники, так и в будние дни. А сотрудники Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу поминают всех погибших в борьбе с огнем не просто минутой молчания – поминальным звоном колоколов…
Сейчас это не только мемориальный комплекс, посвященный памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга, но и сердце духовной жизни гарнизона.
ДУХОВНЫЙ СИМВОЛ ОГНЕБОРЦЕВ
Одной из самых почитаемых на Руси икон является икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Православные христиане считают этот образ главной заступницей от огненных бед и напастей. Согласно поверью, икона защищает дома от пожаров, поджогов и молний. Издревле она считается покровительницей всех пожарных. Также к молитве перед «Неопалимой Купиной» прибегают в просьбах о защите от врага рода человеческого и земных недругов и об исцелении души и тела. Перед ней молятся о спасении души от геенны огненной, чтобы чистый огонь Неопалимой Купины попалил земные душевные страсти.
Образ иконы «Неопалимая Купина»известен с ранних веков христианства. В православном искусстве «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним. В русской иконописи эта икона известна с середины XVI века. Именно тогда возникла сложная символико-аллегорическая композиция с поясным изображением Богоматери с Младенцем Иисусом на руках.
Образ представляет собой восьмиконечную звезду, состоящую из двух острых четырехугольников с вогнутыми внутрь сторонами. Один из них красного цвета, символизирующий огонь, объявший виденную Моисеем купину, другой – зеленого, указывающий на естественный цвет куста, который он сохранил в огне. В середине восьмиконечной звезды, как бы вкупине, Богородица с Предвечным Младенцем.
В лучах зеленого цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. В лучах огненно-красных обычно располагаются символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк).
Вокруг звезд в двухлепестковых облаках – ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью - символом Крови Спасителя. Вверху – Ветхий Денми, внизу – Иессей (или древо Иессеево, как родословная Иисуса Христа). В углах композиции, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево.
Как правило, Богородица держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору нерукосечную из пророчества Даниила, Лестницу Иакова (символ видения Иакова: «Иаков видех лестницу утвержену на земли и до небеси, Ангелы Божии восхождаше и нисхождаше, Господь же утверждашеся на ней»), Врата Иезекииля (видение пророка Иезекииля: «Иезекииль виде от востока врата затворена, и никто же проиде их, токмо один Господь Бог наш»), жезл – символ изображения Христа («жезл от корене Иессеева и цвет от него – Христос»...).
Вся композиция в целом символизирует соборное служение сил Небесных и земных Богоматери с Предвечным Младенцем.
Иногда Богородица с Младенцем пишутся в «славе», состоящей из двух концентрических кругов, заполненных Ангелами. Другая тема иконы – служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы – их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них – архангелы и безымянные ангелы – олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений.