87 лет назад 18 июля 1927 года органами власти РСФСР было утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Это событие стало одним из поворотных в истории развития пожарной охраны. В документе впервые законодательно утверждаются функции государственного пожарного надзора, важнейшими из которых являются разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением, руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы.
Сегодня Государственный пожарный надзор занимает ведущие позиции среди надзорных служб мира. Об этом свидетельствует тот факт, что подразделения дознания и судебно-экспертные учреждения, испытательные пожарные лаборатории за последние несколько лет в рамках реализации федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации» получили современное оборудование, позволяющее установить причину возгорания на пожаре любой сложности. Благодаря пожарно-техническим экспертизам, проводимых на высокоточном оборудовании, теперь не существует пожаров «непонятного происхождения». В 99% случаев причина пожара устанавливается с достаточной ясностью. Но причина успехов Государственного пожарного надзора не только в уникальной технике, но и в людях. В ведомстве работают высококвалифицированные специалисты, имеющие ученые степени, а также инженеры высшей квалификации.
Теперь развитие Госпожнадзора связано с переходом к профилактической работе. Инспекторский состав переориентирован из плоскости исключительно административных мер в плоскость профилактических. С этим связано и изменение названия службы. На днях ее переименовали, и теперь она называется департаментом надзорной деятельности и профилактической работы. С этого года основной силы направлены не на применение штрафных санкций, а на работу по предупреждению нарушений требований пожарной безопасности. Подобная деятельность позволяет предотвратить большое количество возгораний, оправданность это работы подтверждает статистика. В 2014 году количество пожаров в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в среднем на 3%, а гибель на них людей – почти на 8%. Это – более 400 сохранённых человеческих жизней. Есть и другие изменения в работе Государственного пожарного надзора.
С 1 января вступили в силу изменения в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющие порядок организации надзора в отношении муниципальных образований. Теперь плановые проверки органов местного самоуправления проводятся не чаще одного раза в два года. Также установлено, что внеплановые проверки проводятся органами государственного надзора по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании поступивших обращений, а также в соответствии с поручениями Президента, Правительства, либо требованиями прокуратуры.
В настоящее время проходит процедуру официального согласования законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которым устанавливаются новые подходы к порядку декларирования соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Его принятие позволит устанавливать в отношении объектов малого и среднего бизнеса, а также широкого перечня объектов экономики, за исключением критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов, добровольный формат декларирования. Фактически Технический регламент и нормативные документы по пожарной безопасности предусматривают систему гибкого нормирования с использованием механизмов оценки рисков. Вся работа по внесению поправок должна быть завершена в этом году. Готовится и новый противопожарный ГОСТ. Все документы нацелены на упрощение процедур исполнения требований пожарной безопасности. Ранее существовали тысячи нормативных актов в сфере противопожарной безопасности, в которых было сложно разобраться простому гражданину. Теперь идет сокращение количества требований, в том числе путем отмены устаревших.
Сегодня Государственный пожарный надзор занимает ведущие позиции среди надзорных служб мира. Об этом свидетельствует тот факт, что подразделения дознания и судебно-экспертные учреждения, испытательные пожарные лаборатории за последние несколько лет в рамках реализации федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации» получили современное оборудование, позволяющее установить причину возгорания на пожаре любой сложности. Благодаря пожарно-техническим экспертизам, проводимых на высокоточном оборудовании, теперь не существует пожаров «непонятного происхождения». В 99% случаев причина пожара устанавливается с достаточной ясностью. Но причина успехов Государственного пожарного надзора не только в уникальной технике, но и в людях. В ведомстве работают высококвалифицированные специалисты, имеющие ученые степени, а также инженеры высшей квалификации.
Теперь развитие Госпожнадзора связано с переходом к профилактической работе. Инспекторский состав переориентирован из плоскости исключительно административных мер в плоскость профилактических. С этим связано и изменение названия службы. На днях ее переименовали, и теперь она называется департаментом надзорной деятельности и профилактической работы. С этого года основной силы направлены не на применение штрафных санкций, а на работу по предупреждению нарушений требований пожарной безопасности. Подобная деятельность позволяет предотвратить большое количество возгораний, оправданность это работы подтверждает статистика. В 2014 году количество пожаров в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в среднем на 3%, а гибель на них людей – почти на 8%. Это – более 400 сохранённых человеческих жизней. Есть и другие изменения в работе Государственного пожарного надзора.
С 1 января вступили в силу изменения в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющие порядок организации надзора в отношении муниципальных образований. Теперь плановые проверки органов местного самоуправления проводятся не чаще одного раза в два года. Также установлено, что внеплановые проверки проводятся органами государственного надзора по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании поступивших обращений, а также в соответствии с поручениями Президента, Правительства, либо требованиями прокуратуры.
В настоящее время проходит процедуру официального согласования законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которым устанавливаются новые подходы к порядку декларирования соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Его принятие позволит устанавливать в отношении объектов малого и среднего бизнеса, а также широкого перечня объектов экономики, за исключением критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов, добровольный формат декларирования. Фактически Технический регламент и нормативные документы по пожарной безопасности предусматривают систему гибкого нормирования с использованием механизмов оценки рисков. Вся работа по внесению поправок должна быть завершена в этом году. Готовится и новый противопожарный ГОСТ. Все документы нацелены на упрощение процедур исполнения требований пожарной безопасности. Ранее существовали тысячи нормативных актов в сфере противопожарной безопасности, в которых было сложно разобраться простому гражданину. Теперь идет сокращение количества требований, в том числе путем отмены устаревших.
Источник: www.82.mchs.gov.ru