Созданию государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области организации превентивных мер.
Важной вехой в деятельности по охране от пожаров является издание царем Алексеем Михайловичем 30 апреля 1649 года «Наказа о градском благочинии». Уже этот документ содержал правила предупреждения пожаров, обязательных для всех. За их нарушение налагался штраф, а виновник пожара подвергался ссылке.
Дальнейшее активное и поступательное развитие пожарной профилактики относится к периоду правления Петра I. Мудрость выдающегося государственного деятеля заключалась в том, что он своими указами пожары предупреждал, а не ограничивался реагированием на уже случившиеся бедствия.
Пожары, захлестнувшие Россию в конце ХVIII века, не могли быть не замечены. Практически после каждого существенного пожара появлялись очередные указы, распоряжения, инструкции.
К этому периоду развития Российского государства становится очевидным, что в основе пожарной безопасности должна быть заложена активная пожарная профилактика.
Лишь много лет спустя, уже в молодой Советской республике, 17 апреля 1918 года утверждается Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало единой национальной политике в области пожарной безопасности, в том числе пожарной профилактике.
В частности, в Декрете отмечалось, что пожарное дело должно базироваться на современной технической базе, важное место необходимо отвести пожарно-профилактической работе. Противопожарные мероприятия следует разделить на две главные группы: общегосударственные мероприятия и местные, находящиеся в компетенции местных органов и проводимые с привлечением населения. Эти направления стали основными в последующем развитии советской пожарной охраны и нашли свое отражение в «Положении о государственном пожарном надзоре», утвержденном 87 лет назад.
В указанный период были сформулированы задачи пожарной инспекции, которые практически не устарели и в настоящее время.
В 1930 году приказом ВСНХ от 18.01.1930 № 504 «Об образовании в местных органах ВСНХ РСФСР пожарных инспекций» всем краевым и областным СНХ, ЦСНХ и наркомпромторгам автономных республик предлагалось образовать в своих аппаратах пожарную инспекцию.
В этот период выходит ряд основополагающих нормативно-правовых документов. Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года № 52/654, которое утвердило новое Положение «О государственном пожарном надзоре», определившее основные функции и права органов ГПН. Этим постановлением на Главное управление пожарной охраны НКВД СССР и его органы возлагались функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по контролю, подготовке заключений по проектам и типам противопожарного оборудования и ряд других. Были пересмотрены устаревшие строительные нормы и правила.
Впервые за всю историю Российского государства проблема пожарной безопасности была поднята на уровень национальной, что принесло, впечатляющие результаты. Пожарная охрана стала государственной службой с финансированием из бюджета. Возложение ответственности за пожарную безопасность предприятий на их руководителей существенно повысило ответственность и дисциплину среди рабочих и служащих. Уже к 1941 году количество пожаров снизилось до 71,8 тысячи.
Количество пожаров — самый объективный показатель эффективности деятельности государственного пожарного надзора — к 1930 году по сравнению с 1927 годом снизилось в 1,5 раза — с 150580 до 100403.
С созданием Государственного пожарного надзора (ГПН) началось планомерное осуществление профилактических мероприятий. На всех крупных промыслах и предприятиях стали проводиться пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды. В цехах, на предприятиях, жилом секторе создавались специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними.
В 30-е годы 20 века ширится движение по созданию добровольных пожарных дружин. Большим событием в жизни пожарной охраны Ставрополя явилось образование в 1927 году отряда печников - трубочистов. Этот отряд был создан из 50 человек, 10 из которых составили квалифицированные печники. В дальнейшем на базе этого отряда был создан краевой совет Всероссийского добровольного пожарного общества.
С середины 80-х годов страна вступает в новую эпоху социально-политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад: к 90-му году страна по экономическим показателям откатилась на позиции 80-го года. Многие промышленные предприятия прекращают работу, страну поглотил инфляционный процесс. Социальные проблемы населения выразились в халатности и пренебрежении к вопросам пожарной безопасности. Изменение форм собственности ряда предприятий повлекло к потере статуса многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, резко снизило эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора. Все эти обстоятельства явились причиной катастрофического роста количества пожаров, как в крае, так и в Российской Федерации в целом. Назрела необходимость изменения политики государства в области обеспечения пожарной безопасности.
Указом № 1309 Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С этого периода начинается отсчет времени нового этапа развития государственного пожарного надзора.
Новым уровнем в области технического регулирования по вопросам пожарной безопасности явился Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В рамках его реализации принято 237 национальных стандартов и сводов правил добровольного применения, что позволило почти в 10 раз сократить объем ранее существовавшей нормативной базы.
Во втором полугодии 2011 года приняты ряд федеральных законов, призванных внести существенный вклад в укрепление пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Изменения в административном кодексе Российской Федерации позволили от увещевания перейти к реальным мерам воздействия на должностные лица, для которых исполнение требований, связанных с безопасностью людей, чужих имущественных интересов, были только красивыми словами.
В Ставропольском крае в 2003 году в результате орг. штатных изменений было создано Управление государственного пожарного надзора по Ставропольскому краю состоящее из 5 структурных подразделений, а также 8 городских отделов и 25 районных отделений государственного пожарного надзора общей численностью 169 человек.
Сотрудники государственного пожарного надзора наряду с контрольно-надзорными функциями участвуют в создании нормативно-правовой базы в области обеспечения пожарной безопасности, проводят большую работу по приведению объектов различного назначения, в том числе с массовым пребыванием людей в надлежащее противопожарное состояние, повышению культуры безопасного поведения жителей Ставропольская края.
На сегодняшний день на территории Ставропольского края для профилактического обслуживания взято на учёт более 28000 объектов. Ежегодно в среднем проводится более 13 000 проверок, выдается более 7 000 предписаний, к устранению предлагается более 125 000 нарушений противопожарных норм и правил. К административной ответственности в общей сложности, за допущенные нарушения противопожарных норм и правил привлекается более 9 000 юридических лиц и граждан.
Ежегодно на территории Ставропольского края организуются и проводятся пожарно-профилактические операции «Образование», «Отдых», «Здравоохранение», «Культура», «Жилище», «Урожай», «Елка», «Выборы», мероприятия по подготовке к пожароопасным периодам, новогодним и Рождественским праздникам.
В результате проводимой федеральным государственным пожарным надзором Ставропольского края профилактической работы на территории Ставропольского края за последние 5 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения количества пожаров и гибели на них людей.
В последнее время не допущено пожаров на объектах здравоохранения и социального обслуживания населения.
Хотелось бы отметить, что на разных этапах развития государственного пожарного надзора, в его структурах работали достойные люди, замечательные специалисты. Существенный вклад в развитие пожарной безопасности Ставропольского края внесли Кристалинский В.В., Куркач В.С., Андреенко Б.Н., Тетеревятников И.И., и др.
Много сил и энергии подразделениям ГПН специальной пожарной охраны отдали, Белоусов И.А., Баев А.Н., Костроминов В.Б. и многие другие.
Сегодня федеральный государственный пожарный надзор – это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы.
Источник: www.26.mchs.gov.ru