Положение определило круг прав и обязанностей работников пожарной профилактики и положило начало созданию системы органов Государственного пожарного надзора в стране (в 1936 г. вышло общесоюзное положение).
Однако, созданию государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области организации превентивных мер.
Древняя Русь в течение длительного времени подвергалась опустошительным нашествиям огня. Пожары уничтожали не только деревни, но и целые города: Новгород, Псков, Киев, Владимир, Москва. Тушение пожаров осуществлялось населением.
В 1504 году Иван III издает ряд указов о пожарной безопасности, которые носят характер предупредительный:
“летом изб и бань без крайней надобности не топить”;
“по вечерам в доме огня не держать”;
“кузнецам и ремесленникам, коим нужен огонь, заниматься делом своим вдали от жилых зданий”.
После опустошительного пожара Москвы в 1547 году Иван IV издает указ, которым предписывалось: иметь в домах на случай пожара бочки и чаны с водой, строить печи и очаги на пустырях вдали от жилых помещений для варки пищи, а также запрещалось всем без исключения обывателям топить летом бани.
При Алексее Михайловиче все эти указы приобрели определенную законодательную форму. В обнародованных в 1649 году "Наказе о городском благочинии" и "Соборном уложении" повторялись прежние распоряжения, освящались вопросы пожарной безопасности в жилищах, лесах и на полях.
В 1664 году учреждается новая особая должность «объезжего головы» для «бережения от огня и всякого воровства». Кроме того, «для уличных дневных и ночных сторожей» приказано нести повинность всем обывателям без различия чина по одному человеку с десяти лавок. Все они должны были выступать в обход с оружием – рогатины, топоры, бердыши и водоливные трубы. От этой повинности было избавлено только духовенство.
Объезжему голове приказано было наблюдать за обязательной очисткой дымоходов от сажи. В помощь объезжему голове назначены были дьяк и два подьячих для письма и неограниченное количество решёточных приказчиков и стрельцов из земского и стрелецкого приказов, которым предписывалось являться на все пожары.
Петр I, приступая к строительству новой столицы, уделял большое внимание вопросам предупреждения пожаров. Вышедшие ранее указы и распоряжения оставались в силе. Кроме этого издается ряд указов, направленных на регламентацию строительства, с целью соблюдения всевозможных предосторожностей от огня. Улицы делали прямые и широкие, дома ставились вдоль улиц в одну линию, между ними соблюдались разрывы, создавались искусственные пруды и каналы. Здания возводили из камня. В 1714 году первый архитектор города Д. Трезини разработал "образцовые " проекты домов для "именитых", "зажиточных" и "подлых". Предусматривались меры снижения опасности пожаров от печного отопления. Были опубликованы Указы и распоряжения по уходу и содержанию печей и дымоходов. В 1721 году была утверждена должность городского трубочиста и его помощника.
Не забыл Петр и о пожарах на судах и судоверфях и о мерах к их предупреждению. Все они сводились к воспрещению иметь на судах огонь и курить. Впрочем, курение иногда допускалось с разрешения капитана в определенных местах. За невыполнение и нарушение правил следовали суровые наказания и штрафы.
При императрице Анне Иоановне образована комиссия о строении. Данная канцелярия получила инструкцию: создать для всех строений Петербурга, казенных и частных, планы, при составлении которых, принять во внимание предупреждение опасностей от огня.
Императрица Елизавета Петровна подписывает Указ следующего содержания: «Во всем Санкт-Петербурге каждаго звания людям, от предосторожности от пожарных случаев, в покоях лучин отнюдь не зажигать, также с теми зажженными лучинами как по дворам, так и в конюшни, погреба и прочия домовые строения отнюдь не ходить, а иметь всегда в домах своих свечи, и за приключившимися нуждами, в конюшни, погреба и прочие строения ходить с теми свечами, которые бы были в фонарях, да оные фонари для лучшей безопасности держать жестяные со слюдою, или стеклами, без дерева, а бумажных и прочих тому подобных сделанных из дерева, в домах своих в вышеописанные надобности не употреблять, а притом всем обывателям иметь, от чего Боже сохрани, от пожарного случая всякую предосторожность».
В 1774 году при Екатерине II выходят обязательные правила для предупреждения пожаров в селениях и лесах. Лицом начальствующим и, стало быть, ответственным, является здесь сотский. Для нарушителей правил предписывается если не строгие, то, во всяком случае, неприятные меры. Если кто «отважится вблизи леса или засеянной нивы раскладывать огонь и кольми паче от того сделается пожар, то подлых ловя, приводить в Канцелярии».
Рост и развитие Петербурга в XIX веке сопровождались увеличением числа пожаров. Указ Александра I от 24 июня 1803 года о создании профессиональной пожарной команды в Санкт-Петербурге не предусматривал мер по предупреждению пожаров. Однако уже в 1809 году Императором утверждаются следующие пункты благоустройства города, носящие профилактический характер:
«1. Деревянных жилых строений (т.е. имеющих печи) не дозволять строить без разрыву более 12 сажень длины.
2. Двухэтажных жилых строений не возводить, а деревянный второй этаж может быть на каменном нижнем этаже.
3. Бывшие однако же на домах так называемые мезонины в счет этажа идти не могут.
4. Вышиною от фундамента деревянным строениям быть не более 8 аршин.
5. Разрывы между деревянными строениями должны быть в 4 сажени.
6. Если где окажутся небольшие деревянные строения менее 12 сажень, между таковыми наблюдать тот же расчет, т.е. чтобы на каждые 12 сажень застроенных было промежутков незастроенных на 4 сажени.
7. Везде, где встретится надобность по тесноте места и прочее, или нежеланию строящегося хозяина соблюсти таковый разрыв или промежуток, позволять делать между строениями вместо разрыва, брандмауер с наблюдением, чтобы он безобразия в фасаде не делал.
8. В каменных сплошных строениях наблюдать, чтобы на чердаках в крышах были брандмауеры, отделяющие строящийся или переделывающийся дом от соседних; а на больших домах более 12 сажень длиною по несколько таковых на капитальных стенах, смотря по пространству, дабы, в случае пожара, таковые брандмауеры не дали распространяться оному по стропилам, как то нередко случается.
9. Брандмауером разуметь каменную стену сплошную, не имеющую ни дверей, ни окон и превышающую несколько крышу дома».
В царствование Николая I был принят Пожарный Устав, Строительный Устав, Лесной Устав. Частично о мерах пожарной безопасности было прописано в Торговом Уставе (в целях обеспечения сохранности товаров).
В 1892 году был издан сборник правительственных распоряжений против пожаров на судах и пристанях. Это были первые попытки регулирования предупреждения пожаров в Санкт-Петербурге.
Актуальным и в наше время остается правило, согласно которому распорядитель питейных заведений обязан был содержать казенные питейные дома в должном порядке и чистоте и иметь при них предохранительные от огня снаряды. За неимением или неисправностью последних распорядители подвергались ответственности наравне с прочими обывателями.
Большое внимание вопросам профилактики уделяло созданное в 1893 году Соединенное (с 1898г. - Императорское) Российское пожарное общество (ИРПО), которое объединяло добровольные пожарные формирования России. Одной из его задач являлось “изыскание и развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий..." В Уставе отмечалось, что ИРПО:
- исследует меры предохранения от пожаров и борьбы с ними, собирает и издает по этим предметам статистические данные и различные полезные сочинения;
- устраивает музеи, выставки, конкурсы по пожарному делу, съезды пожарных деятелей, специальные школы и мастерские пожарного дела и огнестойкого строительства.
В 1906 году в Петербурге были открыты курсы пожарных техников, которые впервые в России начали готовить специалистов пожарного дела. Надо отметить, что в основу обучения было положено стремление дать слушателям курсов такую теоретическую и практическую подготовку, при которой они могли стать ”ответственными распорядителями огнетушения в городских и сельских местностях, на фабриках и заводах, а также проводниками рациональных предупредительных противопожарных мер". Т.е. выпускники курсов должны были владеть вопросами тушения и профилактики пожаров.
Первая мировая война, которая вызвала большой рост риска пожаров на разных фабриках и заводах, выдвинула целый ряд спешных и срочных противопожарных проблем. Был разработан порядок осмотра объектов повышенной огнеопасности.
В 1916 году предписано принять к исполнению и руководству утвержденное 6 августа того же года «Положение Совета министров о противопожарной охране фабрично–заводских и горно–заводских предприятий», изготовляющих предметы снаряжения для армии и флота, а равно общие правила о противопожарной охране, правила о комиссиях для надзора за соблюдением обязательных постановлений и инструкций, определяющую порядок действия комиссий для надзора за соблюдением постановлений о противопожарной охране тех же заводов.
Не были забыты и городские объекты. 15 января 1915 года объявлено: «в целях ограждения столицы от пожаров, пристава обязали бы подпиской домовую администрацию, чтобы:
1. На чердаках не допускалось никаких складов движимого имущества, за исключением зимних оконных рам.
2. Дымовые трубы и печи в домах осматривались достаточно часто трубочистами и печниками, причем, испорченные немедленно исправлялись.
3. Дымоходы на чердаках окрашивались белой известью.
Равным образом обязать домовую администрацию установить строгое наблюдение за чисткой дымовых труб, а в случае надобности, и их выжиганием, каковое производить не иначе, как в присутствии пожарной команды.
В случае нарушения правил безопасности, как в перечисленных выше случаях, так и равно дозволения ходить на чердаки с огнем без фонарей, курения, хранения в недозволенных местах легковоспламеняющихся материалов, жидкостей или взрывчатых веществ, домовая администрация и непосредственно виновные лица, должны быть привлекаемы к судебной ответственности».
Декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем" от 17 апреля 1918 года предусматривал основные вопросы развития пожарного дела в стране как в области тушения, так и профилактики. Декретом предусматривалось:
- издание на устанавливаемых законами основаниях, общих правил, инструкций и обязательных постановлений о мерах предупреждения и тушения пожаров, и в том числе правил о противопожарной охране фабрично-заводских и горно-заводских предприятий, нефтяных промыслов, рудников, лесов, торфяников и прочих источников народного благосостояния;
- установление порядка собирания материалов и форм ведения пожарной статистики, а также правил для производства разного рода анкет и обследований в области пожарного дела и огнестойкого строительства;
- наблюдение за исполнением обязательных постановлений по пожарной части и за правильным расходованием денежных средств, отпускаемых на противопожарные меры и огнестойкое строительство.
Практически декрет стал основой для создания Государственного пожарного надзора.
В Петрограде в августе 1919 года на заседаниях Технического совещания городской пожарной команды были рассмотрены вопросы о пересмотре районов выезда частей и о подготовке директив по обследованию фабрик и заводов, разработке правил пожарной охране театров. Это мероприятие можно считать началом развития советской пожарной профилактики на технической основе.
В 20-е годы в стране был принят ряд постановлений, направленных на предупреждение пожаров, повышение ответственности за пожарную безопасность со стороны хозяйственных руководителей, усиление государственных мер борьбы с огнем.
В ноябре 1920 года Приказом № 129 начальник гарнизона г. Петрограда и Петроградской губернии военный комиссар т. Сергеев предписал, что все зрелищные предприятия открывать только после предварительного осмотра Губернским пожарным отделом с получением после осмотра разрешения. Это же касается и фабрик и заводов.
В феврале 1923 года вместе с Приказом по Петроградской команде разослано «Руководство к осмотру больниц, госпиталей и лазаретов» и «Нормальная инструкция для больниц, госпиталей и лазаретов». А в марте того же года Приказом предложено брандмейстерам частей приступить к осмотрам жилых домов.
За этот же год Губпожаром было издано три плаката на три противопожарные темы. Плакаты, главным образом, говорили о профилактических мероприятиях. Тираж всех трех плакатов был по тому времени очень большой, 15000 экземпляров. Авторами плакатов были В.А. Эллисон и А.Я. Терк. Несмотря на ряд недочетов, плохие рисунки, многотемность, и др. плакаты пользовались большим успехом. Эти плакаты были первыми в Советском Союзе опытом издания массовых противопожарных плакатов.
В июле 1926 года приложением к Приказу по Ленинградской пожарной команде объявлен список зданий г. Ленинграда, имеющих историческое значение. Брандмейстерам и инспекторам приказано усилить профилактическую работу в означенных зданиях.
Закономерным итогом этой деятельности явилось решение о создании единой системы Государственного пожарного надзора, призванной обеспечить осуществление как предупредительных, так и оборонительных мер борьбы с огнем.
18 июля 1927 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили “Положение об органах государственного пожарного надзора”.
Журнал “Пожарное дело” отмечал: ”18 июля 1927 года для пожарного дела является историческим днем, положившим твердое правовое основание важнейшему сейчас в стране делу создания пожарной безопасности всего нашего народного хозяйства”.
25 июня 1928 года издается приказ ВСНХ РСФСР № 671 «О применении противопожарных правил при разработке проектов нового строительства».
Создается стройная система Государственного пожарного надзора в автономных республиках, краях, округах, городах и сельской местности, которому вменяется в обязанность проведение предупредительных осмотров фабрик, заводов, зданий, сооружений и объектов.
В 1930 году приказом ВСНХ от 18.01.1930 г. № 504 «Об образовании в местных органах наркомпромторгам автономных республик предлагалось образовать в своих аппаратах пожарную инспекцию.
В 1936 году было утверждено союзное “Положение о государственном пожарном надзоре.