Санкт-Петербург не зря называют Северной Венецией – город будто пронизан многочисленными реками. Мосты в Санкт-Петербурге - его неотъемлемая часть. Разводные, железнодорожные, маленькие пешеходные мостики и широкие транспортные. У каждого из мостов своя летопись, иногда трагическая.
Описание пожара старого деревянного дворцового моста сохранилось в архивах Пожарно-технической выставки им. Б. И. Кончаева. Его мы и предлагаем вашему вниманию.
«В 5 часов 53 минуты дня 11 июля получено было сообщение, что на Неве горит старый деревянный Дворцовый мост.
Весть о пожаре быстро распространилась по городу. С Невского и Вознесенского проспектов, по Гороховой и через Александровский сад, от Мытнинского моста с Петроградской и по Васильевскому острову бежал толпами народ, ближайшие к мосту трамваи были переполнены.
На пожарных каланчах появились шары: с одной стороны один - сигнал Адмиралтейской части, а с другой - второй шар с развевавшимися под ним двумя красными флагами, что обозначало, что пожар большой и что требуется помощь и пожарных пароходов и десяти пожарных частей.
На мосту происходило обычное в эти часы оживленное движение. Внезапно, из-под средней его разводной части повалил дым. Минуту спустя в обе его стороны вырвались громадные, темно-красные огненные языки. Сразу же затрещали и занялись с обеих его сторон перила, и стал прогорать настил. На мосту произошел страшный переполох. Публика, видя пламя и дым, бегом бросилась бежать назад, кто в сторону города, кто на Васильевский остров. Извозчики, ломовики, поспешно поворачивали оглобли обратно к берегам, яростно настегивая лошадей. В несколько минут мост опустел. Тем временем, по обоим его концам городовые поставили рогатки, и всякое движение по нему было прекращено.
При первых же признаках пожара мостовые сторожа бросились к имевшемуся на мосту в будке телефону, чтобы известить пожарную часть. Но было уже поздно. Высушенные солнцем и ветром деревянные балки и скрепления пролетов моста и даже его плашкоуты, а главное досчатый настил вспыхнули как порох, представляя редкостно благоприятную пищу огню.
С невероятною стремительностью пламя охватило один пролет за другим. С гулом и ревом пробивалось оно то в одном, то в другом месте; один за другим исчезали в море огня осмоленные плашкоуты, с треском рушились пролеты, валились фонарные столбы...
Когда прибыли первые ближайшие пожарные части Казанская и Замковая, весь мост от Университетской до Адмиралтейской набережной, на протяжении 190 саженей, представлял сплошное бушующее море пламени. Сейчас же был дан сигнал №№3-5 и №7, по которому выехали команды: Петровской, Литейной, Московской, Александро-Невской, Спасской и Коломенской частей. В то же время со стороны Университетской набережной съехались части: Васильевская, Гаванская, Петроградская и Голодаевский резерв. Сильнейший ветер, раздувавший племя, вскоре довершил бедствие. Горящий мост стал коробиться, изгибаться и вдруг разорвался на несколько частей. Четыре первых пролета оторвались и все в огне поплыли вниз по течению, по направлению к Николаевскому мосту. К этому времени на месте пожара, кроме городских частей были уже оба пожарных парохода "Трубник" и "Пожарный" и много других пароходов: портовых, речной полиции, буксирных, финляндских и пр. На пароходы разместили часть команд городских частей. Вся эта флотилия погналась за уплывавшими горевшими частями моста.
Николаевский мост ни одного наплывавшего на него пролета не задержал. Отскакивая от его гранитных быков-ледорезов, объятые пламенем плашкоуты, проплывали под мостом один за другим, окутывая его дымом и охватывая пламенем. Не встречая более препятствий за мостом, плашкоуты быстро понеслись по течению по Неве по направлению к заливу. Пожарные и другие пароходы неотступно следовали за ними, не упуская их из виду.
На середине Невы, между Корабельною набережною /в Коломне/ и Чекушскою набережной Василъевского острова, пылавшие плашкоуты нанесло на караван дровяных, хлебных и других барж. Сразу же занялись и запылали в двух разных местах семь больших барж из них две огромных, крытых деревом. Образовался второй, как бы новый пожар. Но не дремали и пожарные. На двадцати пароходах они бросились чалить загоревшиеся суда и отводить их на буксире на взморье, на отмель. Особенно самоотверженно здесь работал пароход городской пожарной команды "Пожарный", который временами совершенно окутывало клубами дыма и лизало языками огня. Работа пароходов увенчалась полным успехом. Все пылавшие суда удалось увести, и караван был спасен.
Со стороны Адмиралтейской набережной от моста не осталось ничего. Со стороны Васильевского острова видны были лишь два совершенно обгорелых пролета, которые пожарные проливали и разбирали до позднего вечера.
Вероятною причиною пожара считали искру, вылетевшую из одного проходившего под мостом парохода, т.к. установлено, что он загорелся снизу, со стороны воды.
Народ на Адмиралтейской, Дворцовой и Университетской набережной не расходился всю ночь. Наблюдалось необыкновенное оживление.
По Неве во всю ее ширину, все еще плыли дымившиеся и догоравшие бревна и доски, куски перил, фонари и другие жалкие остатки моста.
Ночью, горевшие барки и плашкоуты нанесло на взморье на новый караван барок с дровами, хлебом, нефтью и другими грузами. Огонь охватил здесь еще двенадцать барж. Оставив мелкие пароходы, буксиры и др. дотушивать баржи загоревшиеся еще и против Балтийского завода, пожарные пароходы: "Трубник", "Пожарный" и "Орешек" /Петроградского торгового порта/ отправились на новый пожар. Всю ночь по направлению взморья виднелось зарево. Пожар этот не обошелся без человеческих жертв. С одной из загоревшихся барж бросился в воду судорабочий, который утонул. Многие из числа матросов и пожарных бывших на пароходах, получили ожоги, ушибы и другие увечья.
Никаких огнетушительных средств на сгоревшем мосту не было. Мост стоил около 600 тысяч рублей».
Рукопись К. Баум «Описание наиболее интересных пожаров,
происшедших в С.-Петербурге – Петрограде с 1703 по 1922 г.г.»
Несмотря на полное уничтожение наплавного моста, город без переправы оставался недолго. В это же время подходило к концу строительство нового постоянного моста, которое началось в 1911 году. 17 декабря 1916 года было произведено испытание моста на прочность: 34 грузовых автомобиля, каждый из которых вместе с грузом имел массу более 600 пудов, одновременно въехали на мост, заняв все его пролеты. Для движения новый Дворцовый мост был открыт 23 декабря 1916 года.