Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
04.05.2013 21:29 Количество просмотров материала 2649 Время на чтение ~7.5 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Устный журнал "Чтобы огонь не причинил вреда" Талалова О.Е., Осипова М.П.

Цель:

  • Формирование знаний по правилам пожарной безопасности.

Задачи:

  • Познакомить детей с профессией пожарного, учить ценить мужество и героизм людей данной профессии.
  • Убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;
  • показать какую опасность влекут нарушения правил пожарной безопасности.
  • Воспитание нравственных качеств: мужество, находчивость, стремление прийти на помощь другим людям.

Оборудование:

  • запись песни “Русское поле” (сл. И. Гоффмузыка, муз. Я. Френкеля);
  • слайды “Современная противопожарная техника”;
  • иллюстрации “Поле с пшеницей”, пожары в быту, на производстве и в лесу;
  • выставка книг о пожарах: Б. Житков “Пожар в море”, “Дым”, “Пожар”, Л.Н. Толстой “Пожар”, “Пожарные собаки”, С.Я. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”;
  • выставка детских рисунков “Искру туши до пожара”;
  • ватно-марлевые повязки.
  • магнитофон;
  • диапроектор;

Ход занятия

Ведущий.

Вновь сирены ведут вечный спор с тишиною.
Напряженно сердца замирают людей.
Замирает на миг даже небо ночное,
Значит, в городе ждут настоящих парней.

Так поётся в песне, посвящённой пожарным России. Пожарная служба – понятие круглосуточное. У пожарных много работы, особенно в больших городах. Часто им в очень тяжёлых условиях приходится спасать людей. Спасённые жизни – высшая доблесть пожарного. Каждый год российские пожарные спасают от гибели свыше 50 тысяч человек. Сегодня мы поговорим о том, что надо делать, чтобы не возникла угроза пожара, как вести себя на пожаре. Запомните эти очень важные для жизни правила.

Страница 1. “Пожарное дело”

Ведущий. Отгадайте загадку:

Мне б дровишек и бумагу.
Не люблю я только влагу.
А рукой меня не тронь,
Потому что я… (Огонь.)

В старину люди считали огонь “гневом Божьим”. В случае пожара служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского. Однако уже тогда понимали: с огнём нужно бороться. В 1472 году в Москве вспыхнул большой пожар, даже Великий московский князь Иван III со своей дружиной тушил огонь.

В конце ХV века в Москве впервые была учреждена “опаса” – так называлась пожарно-сторожевая служба, которая следила за порядком в городе.

Ученик 1.

На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Смотрит вокруг:
На север, на юг.
На запад, на восток, -
Не виден ли дымок.
(С.Я. Маршак)

Ученик 2. Пожарная служба стала развиваться в годы правления царя Петра I. Из Голландии он выписал новые пожарные трубы. На Спасской башне Кремля особые колокола – набаты – “выбивали тревожные повестки на случай пожара”.

Ученик 3. В городах строили противопожарные водопроводы и колодцы. Появились ручные пожарные насосы, лестницы. По тревоге пожарные мчались на конных повозках под оглушительные звуки трубы.

Ученик 4. В начале ХХ века появились первые пожарные автомобили, начали применять химические огнетушители. Пожарная техника совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из самых важных и почитаемых.

Страница 2. “Если нарушил правила…”

Ведущий. Тот, к кому попадает шар, должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (Злой пожар.)

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…? (Квартире.)

Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил…? (Утюг.)

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…? (Играл.)

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над …? (Газом.)

Столб огня чердак объял
Кто там спички …? (Зажигал.)

Побежал пожар во двор
Это кто там жёг …? (Костёр.)

Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг…? (Траву.)

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …? (Предметы.)

Помни каждый гражданин
Этот номер … (01)

Дым увидел – не зевай
И пожарных…(Вызывай.)

Ведущий. Если огонь вышел из-под контроля человека это – пожар. Пожар может застать нас где угодно: дома, на улице, в лесу. Что делать в этом случае?

Страница 3. “Как надо вести себя при пожаре”

Ведущий. Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Ученик 5.

Коль возник пожар в квартире,
Набирайте “01”!
Помните, что в целом мире
Вам поможет он один!

Ученик 6.

Четко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.

Ученик 7.

Ну, а если загорятся
Вдруг электропровода,
Обесточьте сеть! И знайте,
Не поможет тут вода!

Ученик 8.

Если слышен запах газа,
Все зависит лишь от вас.
Чтоб не вспыхнуло всё сразу,
Перекройте срочно газ!

Ученик 9.

Окна, двери затворите,
Птиц, животных заберите.
Поспешите выйти вон.
В подъезд, не на балкон!
Ю. Форостенко

Ведущий. Если на лестничной клетке вдруг запахло гарью, то не поленись выяснить, из какой квартиры доносится тревожный запах. Возможно, хозяевам данной квартиры нужна твоя помощь. Как вы сможете помочь?

(Вызвать пожарных по телефону “01” и “Скорую помощь” по “03”.)

Страница 4. “Лесной пожар”

Ведущий. Большая часть лесных пожаров – 84 % возникает по вине человека. Лесной пожар распространяется очень быстро 5–25 км/ч, уничтожая всё живое.

Ученик 10.

От горящей спички летом
Загораются леса.
Если ты забыл про это.
Не спасут и чудеса!

Ученик 11.

Не бросай в лесу окурки
В сухотравье у дорог.
Огонёк сыграет в жмурки,
Но чуть дунет ветерок –
Тут в открытую, не прячась,
Перепрыгнет наудачу
На верхушки сосен, елей.
Лес погубит, птицу, зверя.

Ученик 12.

Чтоб пожары укротить,
Рубят лес и рвы копают.
Коль пожар не упредить,
Всё живое он сжирает.
Чтоб несчастья избежать.
Лучше спички в лес не брать,
Оставляй-ка спички дома,
Не дразни огонь – дракона!

Ученик 13.

Но бывает, что пожары
Возникают без огня.
Кто-то бросил стеклотару,
Где обедал, возле пня.
А бутылка – линза та же –
Сфокусирует лучи,
И затлеет, вспыхнет даже
Всё сухое, как в печи!
Вот поэтому бутылки.
Банки, склянки не бросай,
Уноси в своей корзинке,
Вон из леса забирай!

Ученик 14.

Коль увидишь на полянке
Непотушенный костёр,
А вокруг бутылки, склянки
(Загореться может бор!)
Заливай костёр водою,
Засыпай его песком,
Склянки, что грозят бедою,
Спрячь от солнца под кустом.
Уберёшь, что бросил кто-то,
С чистой совестью уйдёшь.
Так полезною работой
От пожара лес спасёшь!
Ю. Форостенко

Ведущий. Если вас застанет лесной пожар, помните, что нужно немедленно выбежать из леса. Двигаться следует в том направлении, откуда дует ветер. Как только ты окажешься в безопасности, обязательно сообщи о возгорании взрослым.

Эстафета “Преодоление задымлённой зоны”

Класс делится на 3 команды. От каждой команды вызывается по 1 участнику. Они должны пройти на корточках “гусиным шагом” “задымлённое” помещение от линии около окна до двери, дышать через марлевую повязку.

Каждая тройка отправляется по команде учителя. Штрафные баллы начисляются при каждой ошибке: движение не “гусиным шагом”, кто-то дышит не через повязку.

Страница 5. “Пожар в поле”

Звучит фрагмент песни “Русское поле” (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф). На доске плакат с изображением колосящейся в поле пшеницы.

Ведущий. Святое дело – вырастить хлеб. Нелёгок труд хлеборобов. Всем ветрам и ливням открыто пшеничное поле. Но самой большой опасностью для хлеба является – пожар. Из-за не соблюдения правил безопасности могут погибнуть сотни, а то и тысячи тонн хлеба.

Ученик 15.

Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться.
И огня не разжигай,
Там, где зреет урожай.
Д. Лапиня

Ученик 16.

Лисья у огня повадка!
Он притихнет для порядка,
А потом на крыльях ветра
Прыгнет сразу на три метра.
Если хлеб ещё не убран,
Бдительности не теряй!
Может быть совсем погублен
Злым пожаром урожай!
Ю.Г. Форостенко

Страница 6. “Салют может быть опасным”

Ведущий. Пиротехника сейчас очень популярна. В праздничные дни под окнами устраивают настоящие салюты. Это красиво, но не всегда безопасно. Если не соблюдать правила, можно получить ожог пальцев, лица, глаз. Из-за петард возникают пожары.

Игра «“Да” или “нет”»

– При запуске петарды или фейерверка, необходимо строго выполнять все рекомендации, указанные на изделии. (Да.)

– Запускать петарды можно без взрослых. (Нет.)

Детям нельзя запускать петарды и фейерверки!

– Нельзя бросать петарды в банки и бутылки. (Да.) Почему?

При разрыве от них разлетятся опасные осколки.

– Петарды можно носить в карманах. (Нет.) Почему?

Нельзя носить петарды в карманах: они могут среагировать на тепло и взорваться.

– Если изделие по какой-либо причине не сработало, не пытайтесь запустить его заново. (Да.) Почему?

Игра “Салют”

Ведущий (вызывает 3 учеников)Совсем не обязательно делать салют с помощью пиротехники. Сейчас я раздам вам воздушные шарики. По команде все надувают, пока шарики не начнут лопаться, и у нас получиться настоящий праздничный салют.

Страница 7. “Пожарным можешь ты не быть”

Ведущий. От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных.

Показ слайдов “Современная противопожарная техника”

Люди всегда должны помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде: в быту, на производстве, в лесу, в поле.

Нельзя вызывать пожарных, если нет пожара. В это время может действительно случиться пожар, и кому-то действительно нужна помощь пожарных.

Игра

Ведущий читает четверостишия, участники после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: “Это – я, это – я, это все мои друзья!”, а если неправильно, молчат.

Ведущий.

Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От огня?

Ученики.

Это – я, это – я, это все мои друзья!

Ведущий.

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Ученики (молчат).

Ведущий.

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?

Ученики.

Это – я, это – я, это все мои друзья!

Ведущий.

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол –
Еле сам живой ушёл?

Ученики (молчат).

Ведущий.

Кто пожарным помогает.
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?

Ученики.

Это – я, это – я, это все мои друзья!

Ведущий. А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте все вместе составим памятку и назовём её так же как наше занятие.

Ученики (хором). Чтобы огонь не причинил вреда.

(В конце занятия каждому ребёнку раздаётся памятка.)

Памятка

  1. Нельзя играть со спичками.
  2. Не оставляй включёнными электроприборы без присмотра.
  3. Не оставлять не затушенных костров.
  4. Не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор.
  5. Нельзя без взрослых пользоваться пиротехническими изделиями.

Список использованной литературы

  1. Бурдихина Н.В., Матусян И.М. 50 игр с залом. Ярославль: Академия развития, 2000.
  2. Феклушин В. Детская энциклопедия. Москва, ЗАО “Аргументы и факты” №8, 2007.
  3. Форостенко Ю.Г. Защити себя сам!!! Санкт-Петербург “Лань”, 1999.
  4. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы 3 класс. Волгоград “Учитель”, 2003.
  5. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 3 класс. – М.: ВАКО, 2004.

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх