Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
04.05.2013 21:32 Количество просмотров материала 2639 Время на чтение ~11 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Урок-проект "Катастрофы в современном мире" Маральская Н.Е.

Учитель: тема нашего урока-проекта “Чрезвычайные ситуации природного характера”.

Резюме проекта:

  • По числу участников: групповой.
  • По продолжительности: краткосрочный.
  • По характеру результата: познавательный, исследовательский.

Проблема проекта:

  1. Увеличение техногенных, природных аварий и катастроф во всём мире.
  2. Аварии и катастрофы приводят не только к людским жертвам, но и к уничтожению окружающей среды.
  3. Необходимо знать, как защитить себя и окружающую среду от негативных последствий научно-технического прогресса.

Что делать?

Изучить виды ЧС и катастроф, их классификацию по масштабу распространения и тяжести последствий, используя коммуникативные технологии, Интернет-ресурсы, методическую литературу, средства массовой информации.

Результат:

Провести ролевую игру “Заседание Генеральной Ассамблеей ООН по проблеме катастроф в современном мире, разработка и принятие резолюции ООН”

Какие задачи решаются в ходе проекта?

Познавательные: углубить знания о видах, классификации ЧС и катастроф, о масштабах их распространения и тяжести последствий.

Воспитательные: закрепить знания и умения, востребованные в повседневной жизни, позволяющие предвидеть ЧС и в случае их наступления правильно и быстро действовать.

Развивающие коммуникативную, информационную компетентность, исследовательские умения и практические навыки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Что понимается под стихийным бедствием?

– Какие стихийные бедствия и катастрофы возможны на территории нашей страны? В нашей местности?

2. Изучение новой темы.

Лекция с элементами беседы.

Окружающая среда и условия жизни человека в процессе его деятельности и воздействия сил природы непрерывно изменяются. Эти изменения в ряде случаев могут создавать экстремальные, ЧС для населения и приобретать характер стихийных бедствий и катастроф.

Катастрофы (стихийные бедствия) нередко сопровождаются внезапными массовыми потерями населения, сильными разрушениями, пожарами, обширными очагами химического и бактериального поражения. Что же такое катастрофа?

Катастрофа – это крупномасштабная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, нарушение жизнедеятельности населения, загрязнение и заражение окружающей среды значительный материальный ущерб из-за разрушения объектов и материальных ценностей.

При катастрофах человек нередко попадает в экстремальную ситуацию.

Экстремальная ситуация – это быстрые изменения условий жизни или окружающей среды, угрожающие психическому и физическому здоровью человека или его жизни.

Катастрофа является одним из видов ЧС.

В Федеральном законе “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (СТ. 1 ОТ 21.12.1994Г.) ДАНО СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧС:

Чрезвычайная Ситуация (ЧС) – это неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Мы с вами заранее распределились на группы. Каждая группа получила задание – привести примеры ЧС природного геологического происхождения и подготовить презентацию по данной ЧС.

1-я группа работала по изучению землетрясений и извержению вулканов;
2-я группа работала, изучая обвалы и оползни;
3-я группа познакомит нас со снежными лавинами
4-я группа готовила работу по изучению пожаров.

К концу урока, получив соответствующую информацию, вы должна предложить способы предупреждения ЧС и защиты населения в ЧС природного характера. У вас на столах есть дополнительная информация в приложениях, которой вы можете пользоваться.

Приложение №1.

ВИДЫ ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий подразделяются на:

– локальные;

– местные;

– территориальные;

– региональные;

– федеральные.

Приложение №2

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС ПО МАСШТАБУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ТЯЖЕСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ

№ п/п

Наименование вида ЧС

Количество пострадавших людей

Прямой материальный ущерб (в минимальных зарплатах)

Число человек, для которых нарушены условия жизнедеятельности

1 Локальная (объектовая) до 10 до 100 до 1000
2 Местная 11-50 101-300 1001-5000
3 Территориальная 51-500 301-500 5001-500000
4 Региональная 51-500 501-1000 501000-5 млн
5 Федеральная свыше 500 свыше 1000 свыше 5 млн

Приложение№3

Извлечения из Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Статья 1 . “Основные понятия”.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения”.

Статья 3 (о цели настоящего ФЗ):

  • предупреждение возникновения и развития ЧС;
  • снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
  • ликвидация ЧС.

Глава 4. “Права и обязанности граждан РФ в области зашиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших”-

– Статья 18. “Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС”.

– Статья 19. “Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС”

Интерактивная часть

Учитель: Я предлагаю провести ролевую игру “Заседание Генеральной Ассамблеи ООН”. В ходе заседания наша задача ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите вид ЧС, охарактеризуйте его.
  2. Объясните причины возникновения ЧС данного вида и природу их протекания.
  3. Выделите способы предупреждения ЧС данного вида и меры по ликвидации их последствий.
  4. Назовите свои предложения по предотвращению и ликвидации последствий ЧС данного вида.

Учитель: для проведения заседания нам необходимо избрать генерального секретаря ООН. Ваши предложения.

Ход заседания:

Генеральный секретарь ООН (ученик):– Уважаемые члены Генеральной Ассамблеи ООН, тема нашего заседания: “Современные природные катастрофы геологического происхождения: последствия и пути их предотвращения”. В заседании принимают участие группы экспертов (из учащихся), гости из различных государств (учителя ), которые также могут принимать участие в нашем заседании.

В современном мире резко участились случаи катастроф, что ставит под угрозу существование человеческой цивилизации. А значит, их предотвращение является одной из важных глобальных проблем. Сейчас государства – участники нашего заседания могут поделиться своим опытом в области их решения.

Учитель: Стихийные действия сил природы, пока ещё не в полной мере подвластны человеку, наносят экономике всех государств и населению огромный ущерб. Сейчас мы все вместе рассмотрим характеристику и классификацию стихийных бедствий геологического происхождения. Для начала дадим определение стихийных бедствий.

Стихийные бедствия – такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов. К стихийным бедствиям относят землетрясения и извержения вулканов, наводнения, селевые потоки и оползни, снежные лавины, бури и ураганы, пожары. Стихийные бедствия возникают внезапно и носят чрезвычайный характер. Они могут разрушать здания и сооружения, уничтожать ценности, Нарушать процессы производства, вызывать гибель людей и животных.

По характеру воздействия на объекты отдельные явления природы могут быть аналогичны воздействию некоторых поражающих факторов ядерного взрыва и других средств нападения противника.

Генеральный секретарь ООН: Обратимся к экспертам, которые представляют теоретический аспект данной проблемы. Предоставляю слово 1 эксперту по проблеме “Землетрясения и извержения вулканов”.

Землетрясения и извержения вулканов – наиболее опасные и разрушительные стихийные бедствия. Землетрясения обычно охватывают обширные территории. При сильных землетрясениях нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выводятся из строя коммунально-энергетические сети, возможны человеческие жертвы. В горах возможны обвалы и лавины. Если землетрясения или извержение вулкана происходит под водой, возникают огромные волны – цунами, вызывающие страшные разрушения на суше. Последствия сильных землетрясений в некоторой степени похожи на последствия ядерного взрыва.

Презентация “Землетрясения и извержения вулканов”.

Генеральный секретарь ООНВторой эксперт ознакомит нас с проблемами оползней.

Оползни – скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Они возникают на каком-либо участке склона или откоса вследствие нарушения устойчивости грунта или горных пород склона. Силы трения, обеспечивающие сцепления грунтов или горных пород на склонах, оказываются меньше силы тяжести, и вся масса грунта приходит в движение. Известно, что большая часть поверхности земли – это склоны. Чем круче склон, тем значительнее составляющая сила тяжести, стремящаяся преодолеть силу сцепления частиц пород и сместить их вниз, создав оползень. Оползни часто приводят к катастрофическим последствиям и приобретают характер стихийного бедствия.

Образование оползней зависит от прочности пород склона, чередования слоёв грунта различного состава и их наклона, наличие грунтовых вод. Оползни могут вызываться как естественными, так и искусственными причинами, связанными с жизнедеятельностью человека. К естественным причинам относятся: увеличение крутизны склонов; залегание на склоне глинистых пород, особенно если они сильно увлажнены; подмывания основания склонов морскими и речными водами, а также сейсмические толчки (землетрясения). К искусственным причинам относятся: разрушение склонов при строительстве дорог; чрезмерная выноска грунта; вырубка лесов; неразумное ведение сельского хозяйства на склонах. Для того чтобы образовался оползень, необходимо несколько условий, но главное из них – наличие воды. По своим масштабам оползни подразделяются на: крупные, средние и мелкомасштабные.

Для организации защиты населения от последствий оползней организуется контроль над оползнями и их прогноз. Установлено, что большую часть оползней можно предотвратить, если своевременно принять меры в начальной стадии их развития. К противооползневым мероприятиям относится отвод поверхностных вод, притекающих к оползневому участку; отвод атмосферных вод с поверхности оползневого участка; посадка деревьев и кустарников в комплексе с посевом многолетних трав на поверхности оползневых склонов.

Для закрепления берегов рек, водохранилищ и морских обрывов, подверженных оползневым процессам, применяют откосные покрытия из железобетонных плит. Если оползень нельзя предотвратить, то население оповещают об угрозе, организуется эвакуация.

При получении сигналов об угрозе возникновения оползня отключите электроприборы, газовые приборы, и водопроводную сеть, приготовьтесь к немедленной эвакуации, возьмите документы (при наличии времени организуется эвакуация сельскохозяйственных животных и имущества граждан).

Презентация по теме “Оползни ”.

Генеральный секретарь ООН: Предоставляется слово 3 эксперту по проблеме горных районов “Снежные лавины”

Снежные лавины, заносы и обледенения – одно из проявлений стихийных сил природы в зимний период. Они возникают в результате обильных снегопадов, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Заносы, обледенения, лавины влияют на работу транспорта, коммунально-энергетического хозяйства, учреждений связи, сельскохозяйственных объектов. Особенно опасны снежные обвалы в горах. Они имеют большую разрушительную силу и причиняют материальный ущерб промышленным и гидротехническим комплексам, дорогам, линиям электропередачи и связи, зданиям, сооружениям, а также вызывают человеческие жертвы.

Презентация “Снежные лавины”.

Генеральный секретарь ООН: Слово 4 эксперту, который расскажет о лесных и торфяных пожарах 2010 года:

Пожары – стихийное распространение горения, проявляющееся в уничтожающем действии огня, вышедшего из-под контроля человека. Возникают пожары, как правило, при нарушении мер пожарной безопасности, а также в результате разрядов молний, самовозгорания и от других причин.

По данным МЧС, с начала пожароопасного периода и до 7 сентября 2010 г. на территории Российской Федерации возникло 30 376 очагов природных пожаров на общей площади 1,25 млн. га (в т. ч. 1 162 очагов торфяных пожаров на общей площади 2 092 га). В период, с конца июля до середины августа, за сутки в стране (в основном, в ее Европейской части) возникало до 400 пожаров.

Пожары затронули не менее 60 федеральных заповедников и национальных парков, в которых погибли реликтовые леса, другие эталонные экосистемы, нанесен урон популяциям редких видов растений и животных.

В Московской области площадь природных пожаров составила 17 тыс. га, из них 15,5 тыс. га — лесные. От пожаров пострадали 5 населенных пунктов, погибли 11 человек.

В целом, по данным Министерства региона, на 25 августа в России в результате лесных и торфяных пожаров 2010 г. полностью или частично уничтожено 147 поселков, сгорело около 2,5 тыс. жилых домов. Общее число погибших на пожарах составило более 60 человек (в т.ч. 3 сотрудника МЧС).

 Пожарное лето 2010 г. показало неспособность государства обеспечить безопасность граждан от масштабных лесо-торфяных пожаров и уберечь важнейший национальный природный ресурс, каким в России является лес. Государственная политика управления лесами, сформулированная в Лесном кодексе 2006 года требует коренного пересмотра.

Летом 2010 г. природные лесо-торфяные пожары в России приняли масштаб национального бедствия. Они привели:

– к гибели на пожарах десятков человек;

– полному или частичному уничтожению нескольких сотен населенных пунктов и тысяч домовладений;

– уничтожению природных экосистем на площади нескольких млн. га;

– загрязнению атмосферы продуктами горения лесов и торфяников, вызвавшим заметное увеличение смертности и заболеваемости, которая будет сказываться на состоянии здоровья населения в ближайшие годы;

– выбросу огромного количества парниковых газов и черного углерода, что будет иметь глобальные последствия для природной среды на планете.

Презентация по теме “Пожары”.

Для ликвидации последствий, вызванных стихийными бедствиями, могут привлекаться как формирования общего назначения, так и формирования служб ГО.

Основная задача формирований при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф – спасение людей и материальных ценностей. Характер и порядок действий формирований при выполнении этой задачи зависят от вида стихийного бедствия, аварии или катастрофы, сложившейся обстановки, количества и подготовленности привлекаемых сил гражданской обороны, времени года и суток, погодных условий и других факторов.

После принятия в 1994 году ФЗ “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” главная роль в ликвидации подобных явлений была возложена на МЧС, откуда и пошло название Единой системы РСЧС.

В её задачи входит:

  • проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;
  • формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий;
  • оповещение и информирование населения о ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • выполнение мероприятий ГО и др.

Генеральный секретарь ООН (ученик). На основе рекомендаций экспертов по решению предотвращения, ликвидации и защиты населения от ЧС природного характера предлагаю принять резолюцию о совместных действиях по предотвращению катастроф и оказанию гуманитарной помощи странам, пострадавшим от их последствий.

Зачитывается резолюция.

Учащиеся 7-го класса МОУ “Нововолковской СОШ” будучи обеспокоены количеством крупных бедствий и чрезвычайных ситуаций, которые наносят огромный ущерб и людские потери. Большинство природных катастроф является чаще всего неизбежными, поэтому не могут быть предотвращены. Мы убеждены в том, что в этих обстоятельствах важно предпринимать все необходимые усилия, для того чтобы в максимально возможной степени контролировать такие события, а также преодолевать их последствия с целью сохранения человеческих жизней.

Стремясь определить масштабы и воздействие подобных природных бедствий и ЧС выдвинуть определённые предложения по политике в области помощи в реагировании на подобные проблемы:

  1. В отношении ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЙ, препятствовать жителям и промышленным предприятиям осуществлять строительство на ранее повреждённых участках. Использовать современные методы прогнозирования землетрясений при решении вопросов размещения, конструирования и архитектуры зданий и сооружений; обеспечивать максимальную сейсмоустойчивость новых сооружений. Обеспечивать готовность к быстрому реагированию групп спасателей. В полной мере информировать местных жителей и население в целом.
  2. В отношении ОПОЛЗНЕЙ готовить карты тех районов, которые в значительной степени уязвимы и подвержены риску, в том числе территории карьеров и шахт, разрабатывая, в случае необходимости. Программы по заполнению подземных пустот.
  3. В отношении СНЕЖНЫХ ЛАВИН, маркировать зоны риска и продолжать препятствовать лыжникам и альпинистам заниматься спортом “вне трассы”.
  4. В отношении ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ поощрять такую политику лесопосадок, которая предусматривала бы соответствующее место для противопожарных полос. Обеспечивать достаточное число и размещение в доступны местах предупредительных и запретительных знаков.
  5. Подготовить ПЛАНЫ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ в случае стихийного бедствия. Обеспечивать полное оповещение населения; оказывать поддержку руководству на местах при проведении работ; оказывать помощь жертвам, включая психологическую поддержку; помогать во временном размещении, в предоставлении одежды, питания и социальных услуг.

Координировать такие службы как пожарные, правоохранительные, А ТАКЖЕ ДРУГИЕ СЛУЖБЫ ЧС, ВКЛЮЧАЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ.

Предпринимать все необходимые шаги после стихийного бедствия по реабилитации затронутого им района и населения. Обеспечивать выполнение всех финансовых обязательств со стороны страхователей и других сторон.

Содействовать созданию справедливой и эффективной системы по выплате компенсаций жертвам аварий.

Направить данную Резолюцию национальным Ассоциациям местных властей, а также соответствующим специальным органам:

– рассмотреть возможность подготовки пособия для населения о лучшей практике в области природных бедствий и ЧС;

– продолжить дальнейшее развитие данной работы по этой проблематике.

Презентации

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх